Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность вопросов анализа и управления прибылью предприятия представляется весьма
значимой. Именно прибыль предприятия является конечным результатом его деятельности, за счет
прибыли осуществляется дальнейшее развитие предприятия, стимулирование персонала, налог на
прибыль служит важным источником поступлений в бюджеты различных уровней. В тоже время в
случаях убыточности деятельности предприятия, дальнейшее его развитие и достойное
стимулирование персонала представляется трудноосуществимым, вероятно банкротство
предприятия. Фактически финансовый результат организации (прибыль или убыток) характеризует
ее положение на рынке, успешность управления.
1. Теоретическое понятие прибыли предприятия
1.1. Экономическая сущность прибыли
3
Цель любой предпринимательской деятельности - это получение прибыли. Согласно нормам
Гражданского Кодекса РФ (ст.2 и 50), предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. А коммерческие
организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности [1].
Таким образом, действующее законодательство определяет прибыль как цель всякой
предпринимательской деятельности. Однако, достижение этой цели, получение прибыли,
невозможно без удовлетворения разнообразных потребностей конечных потребителей продукции и
услуг. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
1.2. Формирование прибыли
Прибыль предприятия отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о
прибыли и убытках».
Результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от
реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия и
доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Основные виды прибыли предприятия (на основании нормативных подходов к формированию
бухгалтерской отчетности предприятия) можно выделить следующие:
1) Валовая прибыль образуется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции,
работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей) и себестоимостью
проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме управленческих и коммерческих расходов);
2) Прибыль (убыток) от продаж образуется аналогично валовой прибыли, из суммы которой
вычитаются также управленческие и коммерческие расходы;
3) Прибыль (убыток) до налогообложения образуется суммированием прибыли от продаж с сальдо
операционных доходов и расходов (с учетом процентов к получению и уплате и доходов от участия в
других организациях) и с сальдо внереализационных доходов и расходов;
4) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода образуется вычитанием из суммы прибыли до
налогообложения налога на прибыль и других аналогичных платежей.
1.2. Основные показатели прибыли
Актуальность планирования прибыли не подлежит сомнению. Как утверждает В.Я. Горфинкель,
«каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую
прибыль, какой доход, она сможет получить» [23, с.565].
Объектом планирования прибыли, по мнению Е.И. Бородиной, являются «планируемые элементы
балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ,
4
оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который
базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах» [19, с.57].
2. Анализ источников прибыли предприятия
2.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
Компания «ИТР» образована в 2018г. для осуществления инженерной подготовки объектов нового
строительства (реконструкции) на территории Северо-Запада от получения разрешительной
документации до ввода объектов в эксплуатацию.
В настоящее время ООО «ИТР» выполняет полный комплекс работ по подключению объектов
нового строительства к наружным сетям теплоснабжения (водоснабжения, водоотведения) начиная
от получения разрешительной документации до заключения договора теплоснабжения
(водопользования) и осуществления сервисного обслуживания инженерных систем после ввода
объекта в эксплуатацию.
2.2. Анализ финансово-экономических показателей
Стратегия развития предприятия неразрывно связана с текущей деятельностью. Поэтому, прежде
чем приступить к определению стратегических альтернатив развития, проведем анализ показателей
финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИТР» за 2017-2018 год с целью исследования
внутренней среды предприятия.
Анализ состава и структуры актива баланса осуществляется с помощью вертикального и
горизонтального анализа.
За анализируемый период валюта баланса организации выросла на 92 тыс. руб. (на 0,99%). На это
изменение повлияло сокращение внеоборотных активов на 10,17% (на 393 тыс. руб.) и существенное
увеличение мобильных активов на 8,99% (на 485 тыс. руб.). Что касается структуры актива, то
наибольший удельный вес в составе имущества организации занимают мобильные активы, на их
долю приходится 62,87% всех активов (за анализируемый период их доля в структуре актива баланса
увеличилась на 4,61%), а доля иммобилизованных активов на 31.12.2018 г. по сравнению с началом
периода сократилась с 41,74% до 37,13%.
Изучая внеоборотные активы, видно, что и на начало года и на 31.12.2018 г. они представлены
основными средствами. На начало года сумма основных средств составляла 3865 тыс. руб., к концу
третьего квартала 2018 г. наблюдается снижение данного показателя на 393 тыс. руб. до 3472 тыс.
руб. Это изменение привело к сокращению общей величины внеоборотных активов на 393 тыс. руб.
За изучаемый период произошел рост величины мобильных активов на 485 тыс. руб. На это
изменение оказало влияние резкое увеличение высоколиквидных активов на 746,44% или на 2202
тыс. руб.. Необходимо отметить, что если у предприятия появились свободные денежные средства
5
их необходимо эффективно использовать с целью получения дополнительного дохода (например,
приобретение акций, банковские вклады).
2.3. Анализ прибыли предприятия
Проведенный анализ финансовой устойчивости показал, что на данном предприятии существует
недостаток собственных оборотных средств (в сумме 4960 тыс. руб. в 2017 году и 2960 тыс. руб. в
2018 году), недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и
затрат (в сумме 4960 тыс. руб. в 2017 году и 2960 тыс. руб. в 2018 году) и недостаток общей
величины основных источников формирования запасов и затрат (4360 тыс. руб. – 2017 году и 2460
тыс. руб. в 2018 году). В связи с этим на предприятии кризисное финансовое положение.
3. Мероприятия по увеличению прибыли предприятия
3.1. Обоснование мероприятий
Важным условием развития предприятия в соответствии с избранной экономической и финансовой
стратегией является его высокая инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная
активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому предприятие должно уделять
постоянное внимание вопросам управления инвестициями.
Инвестиции представляют собой вложения капитала во всех его формах с целью обеспечения его
роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных
задач.
3.2. Экономическая эффективность мероприятий
В качестве возможных источников финансирования, также как и при анализе первоначального
проекта, рассматривается привлечение заемных средств Сбербанка в размере 60 000 тыс. руб.
Период кредита 5 лет. Процентная ставка должна составить 9,5%.
Заключение
Цель любой предпринимательской деятельности - это получение прибыли. Согласно нормам
Гражданского Кодекса РФ (ст.2 и 50), предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. А коммерческие
организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности.
6
Компания «ИТР» образована в 2018г. для осуществления инженерной подготовки объектов нового
строительства (реконструкции) на территории Северо-Запада от получения разрешительной
документации до ввода объектов в эксплуатацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Антипов А. М. Системные подходы к принятию управленческих решений на предприятиях /
А. М. Антипов // Материалы VII международной научно-методической конференции «Современный
российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие». — Пенза: Приволжский дом знаний,
2010.
2. Антонов В. Г. Корпоративное управление: учебное пособие / В. Г. Антонов, В. В. Крылов, А. Ю.
Кузьмичев и др.; под ред. В. Г. Антонова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
3. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. -
240 с.
4. Бланк И. А. Управление формированием капитала / И. А. Бланк. - М.: Дело, 2009. – 254 с.
5. Бочаров В. В. Современный финансовый менеджмент / В.B. Бочаров. - СПб.: Питер, 2011. -
464 с.
6. Деева А. И. Инвестиции: учебное пособие / А. И. Деева. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. -
320 с.
7. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова -
М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 144 с.
8. Евенко В. В. Методы улучшения бизнес-процессов предприятия / В. В. Евенко, Ю. В. Суркова
// Материалы VII международной научно-методической конференции «Современный российский
менеджмент: состояние, проблемы, развитие». - Пенза: Приволжский дом знаний, 2012.
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Ковалев В.В. – М.:
«Проспект», 2007. – 1024 с.
10. Найденова Р.И. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Р.И. Найденова, А.И.
Виноходова, А.И. Найденов. – М.: КНОРУС, 2011 – 208 с.
11. Петрова А.Н. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. – 2-е изд. доп. — СПб.:
Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
12. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. - СПб.: Питер, 2003. – 297 с.
13. Рожков А.Н. Менеджмент в строительстве. – М.: Графа, 2012. -284 с.