Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Согласно статистическим данным, в настоящее время в России 35% детей рождаются с различными отклонениями в здоровье. Число детей-аутистов в нашей стране увеличивается с каждым годом. Так, в 2015 году в России было зафиксировано 17700 рождённых детей с аутизмом, а в 2016 году – уже 22000 детей-аутистов [3]. В быстро меняющихся условиях необходимо искать новые подходы для оказания профессиональной помощи детям с РДА для их адаптации и социализации. Вот почему тема данного исследования является актуальной.
Противоречия. Поиск способов преодоления отрицательных форм поведения у детей с РДА является затруднительным вследствие их психолого-педагогических особенностей. Так, проблематичным является выбор экспериментальных методик, поскольку дети-аутисты могут испытывать серьёзный стресс при проведении различных этапов исследовательской работы. Также затруднено выявление причин агрессии и тревожности аутистов.
На сегодняшний день установлено, что специальное образование детей с РДА имеет благоприятные возможности для преодоления отрицательных форм поведения. Однако работ, посвящённых исследованию воздействия различных направлений образования на определённые качества детей с РДА, недостаточно, в связи с чем необходимо проведение новых исследований в данном направлении.
Проблема исследования. Какой должна быть организация коррекционно0развивающих занятий для детей с РДА для того, чтобы они способствовали преодолению негативных поведенческих проявлений?
Степень научной разработанности проблемы исследования. К настоящему времени работы в области исследования поведения детей с РДА связаны с именами таких исследователей как В. В. Лебединский, К.С. Лебединская, О. С. Никольская, R. Hobson. Выявлены основные категории, связанные с развитием эмоционально-волевой сферы детей с РАС, показаны возможности коррекции поведения аутистов посредством проведения специальных занятий в рамках дополнительного образования.
Цели и задачи исследования.
Цель: определить эффективные способы преодоления отрицательных форм поведения у детей с РДА
В задачи исследований входило:
1. Рассмотреть современные исследования в области изучения психолого-педагогических особенностей детей с РАС
2. Выявить основные негативные проявления в поведении детей с РДА.
3. Провести обзор международного опыта преодоления отрицательных форм поведения у детей с РДА
4. Разработать коррекционно-развивающую программу для детей с РДА
5. Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Объект исследования: поведение детей с РДА.
Предмет исследования: способы преодоления отрицательных форм поведения у детей с РДА.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутического спектра
Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Для детей-аутистов характерны склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты. Следует отметить, что всё это является серьёзным затруднением как для процесса обучения, так и для взаимодействия с окружающими. Педагогическим работникам необходимо проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы с целью адаптации детей к коллективу сверстников.
Понятие «аутизм» означает уход в себя, отрешение от реальной жизни, а также парадоксальность реакций на раздражители окружающей среды. Аутизм может сопровождать разнообразные психические расстройства. В отдельных случаях его проявления отмечаются в самом раннем возрасте (в первые годы или даже месяцы жизни ребёнка). Как правило, аутизм является наиболее заметным проявлением в клинической картине заболевания и оказывает неблагоприятное влияние на психофизиологическое развитие ребёнка [11].
В подобных случаях следует говорить о синдроме раннего детского аутизма (РДА). Данный синдром считается клинической моделью искажённого варианта нарушения функций психики. При этом отдельные психические проявления заметно усиливаются, а другие снижаются. Например, развитие гнозиса заметно опережает праксис, что противоречит нормальному психическому развитию. Бывает так, что словарный запас аутиста значительно выше, чем это характерно в его возрасте, но при этом его коммуникативные возможности не развиты на достаточном уровне.
В некоторых случаях отмечаются не все клинические характеристики, требуемые для установления диагноза РДА, но при этом, бесспорно, психокоррекция должна быть основана на методах, принятых в работе с детьми-аутистами. В таких случаях отмечают аутистические черты личности ребёнка.
К настоящему времени разработаны критерии ВОЗ, характерные для аутистического расстройства личности:
1. Нарушения в качестве социального взаимодействия
2. Нарушения в способности к общению
3. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения, видов деятельности и интересов [5].
Аутизм можно встретить гораздо чаще, чем слепоту или глухоту. При этом статистические данные о частоте его встречаемости неоднозначны, что происходит по нескольким причинам:
1. Неопределённость критериев диагностики
2. Возрастные различия в оценке симптомов
3. Различия в понимании причин и механизмов РДА [7].
Исследователи, которые занимаются изучением различных аспектов РДА, отмечают появление 10-15 аутистов на 10000 новорождённых. Следует отметить, что у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 р чаще, чем у девочек. Также отмечено, что частота встречаемости аутизма имеет тенденцию к росту. Она не зависит от географического, национального, расового и других факторов, что свидетельствует не о локальном, а о общечеловеческом значении данного расстройства психики [13].
Основные причины появления детей-аутистов на сегодняшний день исследованы недостаточно. Первостепенное значение имеют наследственные факторы, о чём говорят работы учёных в данном направлении. Механизм наследования аутизма в настоящее время неясен. Однако установлено, что его развитие зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным с точки зерния генетиков и микробиологов является мультифакториальный механизм. Согласно данной теории, особый комплекс генов передаёт не саму патологию, а предрасположенность к её развитию и реализуется только при наличии неспецифического провоцирующего фактора, который бывает как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.) [2].
Это мнение очень привлекательно тем, что позволяет подробно объяснить огромное клиническое многообразие синдрома аутизма, особенно если принять во внимание гипотезу В. П. Эфроимсона, согласно которой реализация мультифакториального комплекса возможна при условии присутствия хотя бы одного патологического гена, а не всего генетического комплекса или отдельной его части. Данная гипотеза также позволяет понять, почему число людей с признаками аутизма растёт, хотя и не самовоспроизводится [8].
2. Характеристика отрицательных форм поведения у детей с РДА
Аутизм характерно проявляется в возрасте 3–5 лет, и среди его основных проявлений следующие наблюдения:
1. ребёнок-аутист не фиксирует свой взгляд, особенно на лице других людей, не переносит зрительного контакта "глаза в глаза".
2. первая улыбка, несмотря на то что появляется вовремя, не адресуется какому-то человеку определённо, не провоцируется радостными эмоциями, смехом и другими аффективными реакциями окружающих.
3. к другим людям ребёнок-аутист относится индифферентно: нс просится на руки, часто желает находиться в кроватке, в коляске; на руках не приспосабливается, не выбирает удобную для себя позу, остаётся напряжённым, но при этом часто легко идёт на руки ко всем подряд.
4. своих близких ребёнок с аутизмом узнаёт, но вместе с тем нс проявляет насыщенной и продолжительной эмоциональной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алёхина, С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / Н. Г. Манелис. – 2014. – №3 (44) 2014. – С. 4-7.
2. Алёхина, С. В. Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования [Электронный ресурс] : в 3 ч. : Всероссийская научная школа, Новосибирск, 13-15 октября, 2014.
3. Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / Н. Г. Манелис. – Москва : ГБОУ ВПО МГППУ : ЦПМССДиП, 2014. – № 4 (45) 2014. – 92 с
4. Баенская, Е.Р. Особенности аффективного развития аутичного ребёнка // Альманах ИКП РАО. - 2011. - № 3. С. 13 – 19.
5. Бакушева, В.Ю. Проведение коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004.- С. 91-96.
6. Блейлер, Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.112-125.
7. Бородина, Л.Г. Аутизм и творческая деятельность // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - №3. С. 24 – 28.
8. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика плюс, 2011. - 422 с.
9. Детский сад в Германии для ребёнка с аутизмом [Электронный ресурс]/режим доступа: https://apicorrection.com/specializirovannyj-detskij-sad-v-germanii-dlya-rebenka-s-autizmom-epilepsiej-i-dcp-kak-popast(Дата обращения: 26.03.2019)
10. Дмитриева, Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Координатор деятельности в сфере инклюзивного образования» - М.: «Центр «Школьная книга», 2010. – 288 с.
11. Жуков, Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых учёных, СПб, 28 февраля - 3 марта 2002 г. - СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004. - 244 с.
12. Жуков Д.Е. Картина мира детей-аутистов // Психологические и социальные проблемы медицины, коррекционной педагогики и психологии, специальной психологии: Материалы III науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск, 2003. - 264 с.
13. Микиртумов, Б. Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. - М.: Н-Л, 2012. - 282 c.
14. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2010. - 159 c.
15. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
16. Никольская, О.С. Аутизм лечится общением / О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / ред. С.В. Алехина. – 2016. – Т. 14, № 4 (53). – С. 35-38.
17. Никольская, О.С. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Вопросы психологии : научный журнал / Ред. Е.В. Щедрина. – 2017. – №2 март-апрель 2017.