Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Задача всестороннего развития подрастающего поколения, подготовка его к жизни и активной деятельности всегда считалась важной составной частью программ экономического и социального развития каждого государства. Государство гарантирует каждому ребенку право на получение бесплатного общего образования. В связи с идеей комплексного подхода к постановке учебно-воспитательного процесса в системе образования большое значение приобретают вопросы обучения и воспитания детей с особенностями в развитии вообще и умственно отсталых детей в частности.
В сфере специальной педагогики и психологии проблема обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития существует в силу того, что названные группы характеризуются очень выраженной вариативностью проявлений индивидуально-психологических особенностей в самых разных сферах деятельности. Учитывая особенности индивидуального развития и специфику дизонтогенетического развития, обучение и воспитание детей с различными видами и формами отклонений в интеллектуальном развитии требует специального подхода.
Неоднородный состав детей и подростков, входящих в условно обозначаемую группу «дети с нарушениями интеллектуального развития», включающий в себя как умственно отсталых детей, так и учащихся с задержкой психического развития, определяет в качестве первоочередных задачу отграничения друг от друга этих категорий. Данная проблема определяется не только и не столько важностью диагностики и коррекции отклонений в развитии подростка, сколько необходимостью максимально-оптимальной реализации их потенциальных возможностей усвоению и дальнейшему использованию тех или иных знаний.
1. Анализ основных тенденций психологического развития при задержке психического развития
Психологи расценивают задержку психического развития (ЗПР) как медленное (по сравнению с нормальным) развитие психики ребенка, проявляющиеся низким запасом знаний об окружающем мире, несформированным мышлением, быстрым утомлением от мозговой деятельности.
Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный словарь, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.
Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:
уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности
Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания. Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.
У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания». Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном.
У детей с ЗПР особенно заметно сильное отставание в мыслительной сфере. У этих детей плохо развито образное мышление, а также словесно – логическое мышление. Дети не могут обобщать материал, анализировать и синтезировать информацию. Детям с ЗПР трудно выделять мелкие части из целого и наоборот составлять из более мелких элементов целое понятие. У детей достаточно плохо развито творческое мышление, им трудно продуцировать новые образы.
Восприятие у детей с ЗПР является:
поверхностным
фрагментарным
ограниченным
Они не концентрируют свое внимание на важных аспектах, часто упускают ключевую информацию. У детей с этим диагнозом плохо развиты аналитические связи, то есть слуховое и зрительное восприятие нарушено. Из-за этого так ж страдает и пространственное временное восприятие.
Уровень исследовательской деятельности снижен, дети не проявляют интереса к деятельности или предмету, не способны исследовать, свойства предмета выясняют практическим способом.
Детям с ЗПР достаточно проблематично выделить структуру предмета и его основные элементы, место положение предмета в пространстве, они не фокусируют своего внимания на мелких элементах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 224 с.
2. Богдан Н. Н.; Могильная, М. М. Специальная психология: Учебное пособие /Под общ. ред. Л. И Александровой - Владивосток: Изд- во ВГУЭС, 2003. - 278 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб.: Питер, 2008
4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.