Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретическая часть.
Вариант 1.
1. Понятие и основные цели оценки бизнеса.
Под бизнесом понимается любая предпринимательская деятельность, которая призвана генерировать чистую прибыль от производства и продажи товаров или же оказания каких-либо услуг. Он бывает малым, средним и крупным, и в зависимости от этого имеет менее или более сложную структуру, определить реальную стоимость которой бывает совсем непросто. Оценка стоимости бизнеса должна учитывать все многообразие структуры и условия её функционирования.
При оценке фирмы учитывают многие факторы. При этом следует отметить, что в зависимости от организации, главные критерии оценки могут существенно отличаться. Если это промышленные объекты (фабрики и заводы), то основным является стоимость того комплекса имущества, которое им принадлежит. Если компания относится к торговой сфере или к сфере услуг, то это генерируемый ими доход [5, с. 25].
Развитие рынка слияний и поглощений M&A привело к значительному росту числа сделок купли-продажи, как самих компаний, так и их различных частей. Все это вынуждает оценщиков учитывать тот факт, что стоимость фирмы не может значительно отличаться от аналогичной суммы при продаже подобной компании.
На сегодняшний день в нашей стране оценка бизнеса представляется одним из дискуссионных вопросов оценочной деятельности. Дело в том, что сегодня в России большое количество малых фирм в своей работе применяют упрощенную систему налогообложения. Поскольку у таких хозяйствующих субъектов, как правило, отсутствует перечень основных средств, не имеется документального подтверждения наличия основных средств в собственности, а также данных о кредиторской и дебиторской задолженности, система бухгалтерского учета не развита, то естественно, что это существенно усложняет работу оценщика бизнеса в процессе оценки стоимости таких предприятий.
В таких условиях рыночная оценка бизнеса возможна в рамках только доходного подхода. Но и тут возникают проблемы. В том случае, если в качестве объекта оценки выбран объект малого бизнеса с фондоемким характером предоставляемых услуг (например, магазин или гостиница), то процедура прогнозирования будущих денежных потоков и определения стоимости такого бизнеса доходным подходом не представляется трудоемкой.
Но если мы определяем стоимость бизнеса, основанного на предоставлении услуг, таких, как, например, консалтинг, оптовая торговля и т.д., то тогда возникает проблема клиентской базы или оценки личного вклада руководителя в формирование денежных потоков (т.е. так называемая предпринимательская способность).
В Москве зарегистрировано множество предприятий и организаций, которые на 100 % завязаны либо на одного крупного клиента, либо на них завязаны другие компании, имеющие личные (деловые, семейные, рабочие) связи с топ- менеджерами. При уходе такого менеджера из данного бизнеса часть клиентов автоматически уходит вслед за ним [7, с. 36]. Оценить стоимость такого предприятия неимоверно сложно, а получение в будущем спрогнозированных денежных потоков будет иметь очень низкую степень достоверности. Вероятность же перехода или переманивания таких менеджеров в другую компанию в связи со сменой собственника данного бизнеса или его продажей весьма высока. Это может произойти в связи с реструктуризацией компании, которую может инициировать новый ее владелец.
Зачастую для принятия срочных управленческих решений требуется сделать экспресс-оценку бизнеса компании. Для проведения такой экспресс-оценки бизнеса действующего предприятия необходимо будет ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Если компания динамично развивается или находится в стабильном положении, то в принципе ее стоимость равна стоимости чистых активов на дату оценки. Это все справедливо, если активы предприятия учтены на балансе по рыночной стоимости. Если же нет, то будет необходимо провести оценку активов предприятия или оценку основных средств предприятия. В результате получится приблизительная оценка рыночной стоимости предприятия.
2. Метод накопления активов в оценке бизнеса.
Используемые в процессе оценки методы внутри одного подхода могут давать разные результаты и используют разные показатели при проведении расчета. Это обуславливает высокую субъективность получаемых оценок. Кроме того, результаты расчетов по существующим методикам затруднительно оценить при помощи статистических методов.
Методы оценки сильно зависят от правильного подбора компаний-аналогов и достоверности информации об их рыночных ценах, доступности внутренней информации для построения репрезентативного комплекта показателей. Это обуславливает крайнюю сложность применения данных методов. Российский рынок обладает следующими особенностями, обуславливающими сложности при осуществлении оценки стоимости бизнеса при помощи сравнительного подхода:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулич М.В. Оценка стоимости бизнеса; Питер - М., 2017. - 212 c.
2. Асват Дамодаран Оценка стоимости активов; Попурри - М., 2017. - 552 c.
3. Андреева, Т.В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности: Монография / Т.В. Андреева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 170 c.
4. Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
5. Валдайцев, В.С. Оценка бизнеса и инноваций: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.С. Валдайцев. — М.: Филинъ, 2016. — 486 с.
6. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — GUMER-INFO, 2017. — 720 с.
7. Валеева Р.Ш. Общие вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности организаций в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 160-166.
8. Васильев И. Практика создания товарных знаков / Иван Васильев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 c.
9. Вацковский, Ю. Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований / Ю.Ф. Вацковский. - М.: Статут, 2015. - 192 c.
10. Ванэкен Б. Бренд-помощь: Пер с англ. И. Малоковой /Под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.