Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китайская цивилизация во многом отличалась от других, в том числе и азиатских. Если, например,
в Индии социальный статус индивида был пожизненно фиксированным, а на Ближнем Востоке и
тем более в Европе стремления к улучшению жизни и личной доли каждого со временем стали
подавляться религией, то в Китае делался акцент на социальной активности личности,
мобильности народа, поисках земного счастья.
Классические китайские духовные конструкции связаны прежде всего с именем величайшего из
китайских мудрецов, своего рода отца нации, высшего, наиболее почитаемого китайцами
«вечного учителя» Конфуция. В ряду знаменитых пророков Конфуций был наименее религиозен.
Он не признавал религиозной проповеди как таковой, скептически относился ко всем богам,
выделяя только Великое Небо, которое воспринимал как всеуправляющий Космос.
1.Основные сведения о культуре и религиозно-философских представлениях в Древнем Китае
В глубокой древности, начиная с середины II тысячелетия до н. э., верховным божеством и
легендарным родоначальником иньцев, их предком-тотемом считался Шанди, которого почитали
за заботу о благосостоянии своего народа. Ванам, прямым потомкам и земным наместникам
Шанди, сооружали огромные гробницы и погребали вместе с лошадьми и оружием, женами и
слугами, запасами пищи и различными изделиями бытового назначения. В ритуалах общения с
божественными предками во главе с Шанди главным был обряд гадания, который обычно
сочетался с жертвоприношением. Иньские гадатели на специально подготовленной бараньей
лопатке или черепашьем панцире наносили пиктограммы, содержавшие определенную
информацию. Гадающий мог получить - по трещинам на обратной стороне лопаточной кости или
панцыря - тот или иной ответ на свой вопрос после прижигания надписи раскаленным бронзовым
стержнем.
3
Легендарные древние мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем герои типа Хуанди и Яньди, выступающие
в сознании древних китайцев как первоправители, заменили собой многочисленных богов. Тесно
связанный с этими мудрецами, героями и государственными деятелями культ этической нормы,
предусматривавшей справедливость, мудрость, добродетель правителей, стремление к
социальной гармонии и т. п., оттеснил на второй план идеи сакрального могущества,
сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Истоки процесса
демифологизации и десакрализации восприятия мира берут свое начало в Китае в самые древние
времена.
2.Золотой век классического учения: конфуцианство и даосизм
Конфуций (Кунцзы) (551-479 гг. до н. э.) был странствующим проповедником из царства Лу. Свое
учение он излагал изустно, в виде диалогов. Его изречения были записаны учениками и сведены в
единый трактат «Луньюй» («Беседы и суждения»). Впоследствии, после обожествлении своего
учителя, конфуцианцы создали целый свод канонических книг, в который вошли классические
труды, отредактированные, по преданию, самим Конфуцием,- «Книга истории», «Книга перемен»,
и «Книга песен». Кстати, название эпохи «Вёсны и Осени» заимствовано из так же озаглавленных
записок, составленных его учениками.
Большую часть своей жизни Конфуций оставался частным учителем. Он стремился к тому, чтобы
образование стало доступным для большинства китайцев. Мыслитель сам обучил более 3000
учеников, из которых 72 стали выдающимися личностями и сыграли заметную роль в истории
Китая.
Образцом государственного устройства Конфуций считал эпоху Западного Чжоу. Он отстаивал
принцип сохранения политической власти за аристократической иерархией. Его учение в
значительной степени отражало социальные позиции и интересы слоя ши, из которого вышел и
он сам. Но в теории Конфуция были поставлены и более широкие проблемы существования и
развития китайского общества. Идеал личности, для Конфуция,- «благородный муж»,
бескорыстный и безупречный в моральном отношении рыцарь - цзюнь-цзы, обладающий
высоким чувством долга, почитающий мудрость старших, следующий утвердившимся нормам
взаимоотношений между людьми. Общественная структура, утверждал Конфуций, вечна и
неизменна: она установлена по воле Неба и каждый человек занимает в ней строго определенное
место. Государство - та же семья. Одно из наиболее известных высказываний Конфуция, ставшее
постулатом в Китае, гласит: «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном». В
учении Конфуция преобладала практическая философия, в которой были органически
взаимосвязаны проблемы нравственности и управления людьми. Поэтому главное внимание
обращалось на человека, его взимоотношения с другими людьми, со всем обществом.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие гуманности («жень») как высшего
закона взаимоотношений людей в обществе и в семье. Жень достигается путем нравственного
самоусовершенствования на основе соблюдения этикета («ли») - норм поведения, базирующихся
на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей,
преданности государю, вежливости и т. д.
Конфуций любил говорить о своем почтении к древности и к традициям старины, об уважении к
Чжоу-гуну и иным древним мудрецам. Он утверждал, что не создает, а передает мудрость более
древних мыслителей. Его доктрина была проникнута стремлением к сохранению и
воспроизводству традиции и генеральных жизненных принципов, утвердившихся в обществе. Он
опирался на золотое правило - не делай другому того, чего не хочешь себе. Специфика
конфуцианской идеологии состоит в том, что объектом почитания и ориентации выступают
4
обычные люди, руководствующиеся в своей жизни и повседневном поведении исключительно
нормами и жесткими стандартами высокой морали.
Заключение
Исследуя роль кофуцианства и легизма в политической истории Китая, историки отмечают, что эти
учения во многом определили развитие древнекитайской государственности. В эпоху Хань
происходит по сути дела слияние конфуцианства с легизмом. «Ханьское конфуцианство совершает
«аморальный» по отношению к памяти своего основоположника поступок» - оно потихоньку
воспринимает методы легистов для сохранения своего господства над жителями Поднебесной».
Впоследствии легизм продолжает оказывать влияние на конфуцианство, «происходит Длительный
процесс синтезирования некогда противоборствующих идеологий».