Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С 01.01.2003 года Налоговым кодексом в российскую практику налогообложения были введены так называемые «специальные налоговые режимы». Их введение ознаменовалось «упрощением налогообложения» для субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения стала добровольной альтернативой общей системе налогообложения. Предприниматель может оценить эффективность этого режима, выбрать вариант определения налогооблагаемой базы и при этом законодательно освобождался от ведения бухгалтерского учета в полном объёме.
Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения (далее УСН) тщательно анализируются каждым предпринимателем перед выбором подходящей для него оптимальной системы налогообложения.
Многие аналитики до сих пор не могут прийти к единому мнению насчет УСН. Эта система задумывалась для поддержания субъектов малого бизнеса, однако, содержит в себе как явные преимущества, так и очевидные недостатки.
Упрощенная система налогообложения (УСН) относится к одному из предусмотренных Налоговым Кодексом РФ специальных режимов. Её применение возможно в добровольном порядке при наличии определенных критериев применения УСН.
При этом, перед владельцем бизнеса встает вопрос о целесообразности выбора того или иного режима, как при открытии фирмы, так и на этапе ее дальнейшего развития. УСН, как и любая система расчета и уплаты налогов, имеет свои сильные и слабые стороны.
Глава 1.Упрощённая система налогообложения как вид специального налогового режима
Упрощённая система налогообложения (УСН) - специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Предпринимателями на УСН уплачивается единый налог, что позволяет им не платить следующие налоги на УСН (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):
• НДФЛ по доходам, полученным от «упрощенной» деятельности,
• Налог на имущество физических лиц, используемое для ведения бизнеса,
• НДС, кроме ввоза товаров через таможню РФ и в случаях, перечисленных в статье 174.1 НК РФ.
За себя субъект малого предпринимательства перечисляет в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС фиксированные суммы взносов в размере, согласно ст. 14 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Нанимая работников, индивидуальный предприниматель будет платить за них страховые взносы, а также перечислять НДФЛ, как налоговый агент .
Предприниматели не должны вести бухгалтерию, но ведение налогового учета для них обязательно. Упрощенное налогообложение субъектов малого предпринимательства требует заполнения всего лишь одного регистра – книги учета доходов и расходов (КУДиР). Форма и порядок заполнения книги утверждены приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н. Ее можно вести на бумаге или электронно, распечатав и прошив все страницы по окончании года. Регистрировать КУДиР в ИФНС не требуется.
Сроки уплаты:
авансы – до 28 числа месяца, следующего за кварталом,
единый налог УСН за год – до 30 апреля следующего года.
В части «упрощенного» налога отчетность субъекту малого предпринимательства на УСН нужно сдавать только раз в год. Это декларация по УСН, которая подается в тот же срок, что и оплата налога - не позднее 30 апреля.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ, УСН для субъектов малого предпринимательства по итогам 2016 года имеет ряд ограничений и недоступна для следующих категорий:
• организации, осуществляющие банковскую или страхо¬вую деятельность, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.д., организации, доля других организаций в которых превышает 25%.
• производители подакцизных товаров,
• ИП, занимающиеся добычей и торговлей определенных полезных ископаемых,
• частные нотариусы и адвокаты,
• плательщики единого сельхозналога (ЕСХН),
• предприниматели и организации, у которых в среднем за год более 100 человек работников.
Для субъекта малого предпринимательства не ограничена, как для организаций, остаточная стоимость основных средств и сумма «переходного» дохода за предыдущий период .
На УСН можно перейти только с начала календарного года (ст. 346.13 НК РФ). Переход на УСН добровольный, в ИФНС по месту жительства нужно лишь направить уведомление о своем решении.
Для предпринимателей, которые только зарегистрировались в ИФНС и решили работать на УСН, срок для уведомления установлен в пределах 30 дней с даты их постановки на учет как субъекта малого предпринимательства. УСН для начинающих в 2016 году в этом случае будет действовать с даты их постановки на учет .
В обоих случаях уведомить о переходе на УСН для субъект малого предпринимательства нужно в тот же срок, что и для новых субъектов малого предпринимательства - 30 дней, которые отсчитывают с даты прекращения деятельности на ЕНВД (письмо Минфина РФ от 12.09.2012 № 03-11-06/2/123; письмо ФНС от 05.02.2013 № ЕД-3-3/639).
С 2017 года применяются лимиты для применения упрощенной системы налогообложения. Величина доходов для применения УСН равна 120 млн. руб. (в 2016 году пороговое значение – 60 млн. руб., которые ежегодно индексируются на повышающий коэффициент-дефлятор – в 2016 г. - 1,329) (приказ Минэкономразвития от 20.10.2015 № 772).
Применяется и лимит остаточной стоимости по основным средствам. Последняя считается по правилам бухучета в отношении имущества, признаваемого амортизируемым по главе 25 НК РФ (при уплате налога по итогам 2016 года этот лимит составляет 100 млн. руб.)
Основным ограничением для перехода с ОСН на УСН для компаний является лимит по доходам. Для предпринимателей такого ограничения для смены режимов нет.
По общему правилу для перехода на УСН должны соблюдаться следующие ограничения:
1. для перехода на УСН с 1 января 2017 года сумма поступлений компании на ОСН за 9 месяцев 2016 года не должна превышать 59,805 млн. руб. Напомним, изначальное пороговое значение в 45 млн. руб. в 2016 году проиндексировано на повышающий коэффициент-дефлятор (45 млн. руб. x 1,329) (приказ Минэкономразвития от 20.10.2015 № 772). То есть срок перехода – в течение IV квартала налогового периода (года).
2. средняя численность сотрудников за 9 месяцев 2016 года не превышает 100 человек;
3. остаточная стоимость основных средств (амортизируемого имущества по правилам главы 25 НК РФ) на 1 октября 2016 года по данным бухучета не превышает 100 млн. руб.
УСН предлагает сразу два объекта налогообложения на выбор: «доходы» или «доходы минус расходы». В первом случае налоговая ставка 6% умножается на сумму всех доходов от «упрощенной» деятельности, во втором – ставка 15% применяется к разнице между доходами предпринимателя и расходами от УСН. Выбирая объект, важно заранее просчитать, какой из них будет самым выгодным для субъектов малого предпринимательства: УСН 6 % или УСН 15 %.
Региональные власти имеют право снижать эти ставки для определенных категорий плательщиков до 1% по «доходам» и до 5% по «доходам за вычетом расходов». Для вновь созданных субъектов малого предпринимательства регионы могут вводить «налоговые каникулы», то есть применять ставку налога 0% со дня регистрации в течение двух лет. Такие каникулы могут действовать для упрощенцев, работающих в социальной и научной области, а также в сфере производства и бытовых услуг .
Для этого нужно принять во внимание не только величину налоговых ставок, но и то, насколько прибыльным будет в ближайшем будущем «упрощенный» бизнес. Ставка налога по «доходам» более чем вдвое ниже ставки налога «доходы минус расходы», но это не значит, что и сумма налога при «доходной» УСН всегда будет меньше .
Фиксированные взносы для субъекта малого предпринимательства в 2016 году: в ПФР 19356,48 рублей и в ФФОМС 3796,85 рублей. Если доход превысил 300 000 рублей, с суммы превышения в ПФР дополнительно отчисляется 1%, но не более 135 495,36 рублей. Общая максимальная сумма фиксированных взносов в ПФР за год – 154 851,84 рубль.
При расчете единого налога по «доходам» расходы упрощенца не влияют на налоговую базу. Но для снижения суммы налога или авансовых платежей можно учесть страховые взносы в фонды, уплаченные в отчетном периоде. Предприниматели без работников принимают к вычету фиксированные взносы «за себя» полностью, а работодатели могут снизить налог за счет страховых взносов только на 50%.
Глава 2.Применение УСН в Свердловской области
Применение налогообложения по упрощённой системе в Свердловской области в целом соответствует правилам Налогового кодекса РФ, с учётом регионального законодательства. В частности, порядок перехода на УСН, сроки уплаты налога и величина минимального налога (1 % при применении системы «доходы минус расходы», кроме льготных видов деятельности) – всё соответствует правилам Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Законом Свердловской области от 15.06.2009 № 31-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков» (в ред. Закона Свердловской области от 08.06.2012 № 52-ОЗ, с изменениями Закона Свердловской области от 20.03.2015 № 21-ОЗ) для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», установлены дифференцированные ставки:
• в зависимости от видов деятельности в размере 5% (по 50 видам),
• по остальным видам деятельности - 7 %.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 (по состоянию на 28.12.2006) http://www.consultant.ru
2. Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» от 15.06.2009 № 31-ОЗ (в ред. Закона Свердловской области от 08.06.2012 № 52-ОЗ, с изменениями Закона Свердловской области от 20.03.2015 № 21-ОЗ)
3. Баладыга Э.Г. Особенности внедрения системы бюджетирования малыми предприятиями //Сборник материалов конференции «Вопросы фундаментальной и прикладной науки». - Киров, 2015. - С. 123-130.
4. Бойчук И.И., Назаров М.А. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении упрощенной системы налогообложения //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014. - №2 (5).
5. Дробышевская Л.Н. Совершенствование системы учета субъектов малого предпринимательства для оценки их вклада в налоговый потенциал региона //Экономика и предпринимательство. - 2015. - №10-1 (63-1). - С. 465-471.
6. Наливкина В.В. Оценка основных направлений государственной финансовой поддержки предпринимательства //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - №3. - С. 416-422.
7. Налоговые льготы. Теория и практика применения/ под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 487 с.
8. Петровская А.В. Минимизация риска проведения налоговой проверки //Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-2 (61-2). - С. 570-575.
9. Петровская А.В. Налоговая политика в области малого бизнеса: путь к развитию или приговор? //Экономика, государство и общество в XXI веке. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2012. - С. 149-155.
10. Экономика налоговых реформ /под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. – М.: 2013.- 432 с.