Фрагмент для ознакомления
2
. Виды и источники исходных данных для разработки бизнес-плана
По каким направлениям следует проводить сбор исходных данных?
Однозначного ответа на данный вопрос не существует — очень многое зависит от специфики конкретного проекта. Тем не менее, ниже приведен примерный перечень направлений, по некоторым из которых наверняка необходимо будет собирать информацию при составлении большинства бизнес-планов.
- Текущая ситуация и общее положение дел в соответствующей отрасли: основные тенденции ее развития, сложившиеся к данному времени закономерности, перспективы развития, влияющие на состояние отрасли факторы.
- Конкурентоспособность продукции предлагаемого проекта, оценка конкурентной среды. Кто является основными конкурентами компании, как можно охарактеризовать конкурентов? Как долго они присутствуют на рынке, каковы их преимущества и недостатки? Какими свойствами обладает выпускаемая конкурентами продукция (товары, работы, услуги), каковы ее преимущества и недостатки? Какую долю на рынке занимает каждый из имеющихся конкурентов?
- Основные маркетинговые и технологические решения, которые имеют место быть при реализации аналогичных или похожих проектов. Что из этих решений можно сразу взять на вооружение, к чему следует присмотреться внимательнее, а от чего целесообразнее отказаться?
- Географическое расположение административных, производственных, складских, вспомогательных и иных необходимых помещений предприятия, возможность организации и последующего развития инфраструктуры. Например, если вы планируете заняться производством мороженого или иных замороженных продуктов, особое внимание следует уделить организации бесперебойного снабжения электроэнергией: ведь без электричества не смогут работать морозильные камеры, что чревато порчей готовой продукции. В данном случае желательно также, чтобы склад готовой продукции находился в непосредственной близости от цеха готовой продукции.
- Текущая ситуация, сложившаяся на рынке данного вида продукции. Сегментация и емкость рынка, тенденции и перспективы его развития. Каналы распределения, существующие на рынке в данный момент времени и на ближайшую перспективу.
- Поставщики оборудования, сырья, материалов, работ и услуг, предлагаемый ими ассортимент, цены, условия поставок, деловая репутация каждого поставщика.
- Трудовые ресурсы, которые будут привлечены для реализации проекта. Имеется ли в данном регионе достаточное количество трудовых ресурсов? Какой уровень оплаты труда сложился в данном регионе, насколько он соответствует тому, что вы можете предложить своим работникам? Имеются ли в данном регионе специалисты, без которых невозможна реализация проекта? Какими трудовыми ресурсами вы располагаете на данный момент?
- Законодательная и нормативно-правовая база. Какими документами регламентируется работа предприятий, осуществляющих в данном регионе данный вид деятельности? Каковы особенности налогообложения предприятий данной направленности? Какие лицензии и (или) иные разрешительные документы необходимо получить для осуществления данного вида деятельности, что для этого требуется и каковы порядок и сроки их получения? Какие расходы придется понести для получения лицензий и (или) иных разрешительных документов?
- Прогнозирование спроса на продукцию предлагаемого проекта. Какова емкость целевых сегментов, имеется ли наличие рыночных окон, которые можно превратить в рыночные ниши компании?
- Финансирование проекта. Какими финансовыми источниками предполагает пользоваться компания, на каких условиях будет предоставляться финансовая поддержка (сроки, размеры кредитных ставок, и др.)?
- Оценка количества времени, которое необходимо для запуска проекта. Каковы сроки поставки и монтажа необходимого оборудования, сырья и материалов, комплектации персонала, выполнения подготовительных работ? В какие сроки смогли запустить аналогичные проекты имеющиеся конкуренты?
- Текущее состояние предприятия. Какими производственными мощностями располагает предприятие на данный момент, каков износ его основных фондов, какова укомплектованность трудовыми ресурсами, достаточно ли складских помещений, какова финансовая устойчивость предприятия?
При сборе исходных данных не стоит забывать, что в определяющей степени их достоверность определяется надежностью используемых источников информации.
2. Планирование жизненного цикла продукта
Период от вывода товара на рынок до снятия его с производства. Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров.
Однако общая современная тенденция заключается в сокращении его продолжений, ускорению, обусловленному выпускаемой продукцией.