Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Целью информатизации является повышение эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел (далее — МВД) на основе применения современных информационных технологий, научного и научно-технического обеспечения деятельности системы МВД России.
Основными задачами информатизации МВД являются:
• создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение ЭДиД;
• разработка, внедрение и развитие единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России (далее — ЕИТКИ), се структурных компонентов;
• разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов (ИР), их подключение к ЕИТКИ, обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме;
• создание возможностей обеспечения информационного взаимодействия;
• обеспечение комплексной автоматизации управления МВД на основе создания ситуационных центров управления;
• организация профессиональной переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационных и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации.
Целью контрольной работы является исследование единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России (ЕИТКИ)
Задачи:
1. Рассмотреть информационную инфраструктуру органов внутренних дел
2. Исследовать информационные технологии в профессиональной деятельности специалистов МВД
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В последние годы вопросы внедрения информационных технологий, унификации и объединения информационных ресурсов активно поднимаются в Министерстве внутренних дел РФ. В 2009 г. в политике МВД России на данном направлении произошли значительные изменения, которые связаны с принятием Стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.[2,c.67]
Стратегия определила, что в результате реализации основных направлений и мероприятий к 2017 году должны быть достигнуты контрольные значения показателей, которые ставят перед МВД России сложные, но выполнимые задачи. Так, доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в РФ должна достигнуть 100%. Это приведет к необходимости создания информационных ресурсов для обеспечения государственных функций, исполняемых МВД России с целью перевода их в электронный вид.
Стратегия также определила, что доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота должна составлять не менее 70%. Выполнение данного норматива заставит МВД России отказаться от "бумажного" документооборота по всем видам несекретного документооборота. Также выполнение двух вышеуказанных нормативов потребует создания информационных ресурсов и автоматизированных информационных систем для взаимодействия органов внутренних дел с населением, правоохранительными и иными государственными органами и организациями.
Также был принят ряд концептуальных документов, определяющих порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов. К ним относятся:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р . Концепция определила, что целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;[5,c.34]
Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2020 г., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2016 г. N 1663-р. Основные направления, в частности, закрепили следующие направления государственной политики в области обеспечения личной безопасности граждан:
завершение внедрения программно-технических комплексов для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан;
создание единых механизмов управления в кризисных ситуациях, объединяющих возможности дорожно-патрульной службы, подразделений МЧС РФ и службы скорой медицинской помощи;
усовершенствование организации дорожного движения, оборудование магистралей средствами видеонаблюдения и связи;
развертывание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб. Количество субъектов РФ, в которых будет реализована эта система, должно увеличится за 2017 - 2020 гг. с 20 до 83.
При этом уровень оперативности совместных действий экстренных служб должен возрасти на 20 - 30 минут.[3,c.68]
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2017 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 632-р. В 2016 году был принят план по реализации указанной Концепции. В качестве одного из приоритетных видов государственных услуг Концепция указывает государственные услуги по оформлению правового состояния граждан, что имеет непосредственное отношение к деятельности подразделений МВД России и информационным ресурсам министерства.
В изменениях, внесенных в Федеральную целевую программу "Электронная Россия", определяется, что основной целью Программы в 2010 - 2018 гг. является формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. В целях повышения эффективности Федеральной целевой программы в 2016 году Министерством связи и массовых коммуникаций РФ был проведен анализ ее реализации в 2010 - 2015 гг. Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2016 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода большинства трансакций между органами государственного, регионального, муниципального управления, гражданами и бизнесом в электронный вид. Реализация мероприятий Программы позволит МВД России включиться в единое информационное пространство России и обеспечить реализацию своей части функций электронного правительства.
В развитие положений Стратегии развития информационного общества Приказом МВД РФ от 04.04.2016 N 280 утверждена Концепция информатизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД России до 2019 г.. Концепция принята в целях совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России, определения основных приоритетов, принципов и направлений его развития, активизации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области информатизации.
Концепция констатировала, что за предыдущий период достигнуты следующие результаты.[4,c.39]
В органах внутренних дел на основе централизованных учетов в ГИАЦ МВД России, региональных ИЦ и ИЦ УВДТ, отделе информационного обеспечения Центра по обеспечению деятельности органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации формируются интегрированные банки данных, включающие централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, банки биометрической, статистической, научно-технической и архивной информации, ориентированные на использование подразделениями органов внутренних дел.
На основе создаваемых автоматизированных информационных систем и специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем формируются информационные ресурсы специального назначения, ориентированные на использование в подразделениях МВД по направлениям оперативно-служебной деятельности.
С 2012 г. в МВД России реализуются мероприятия по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы. Проведены работы по созданию основных инфраструктурных элементов системы. Для технического обеспечения функционирования АИС в части формирования информационных ресурсов, организации оперативного информационного обмена и доступа к информации в интерактивном режиме развивается интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система органов внутренних дел, предоставляющая для этих целей современные цифровые каналы связи. В 2007 г. завершены работы по реконструкции базовых объектов ИЦ и экспертно-криминалистических подразделений для обеспечения функционирования соответствующих баз и банков данных, развернуты СТРАС по основным направлениям оперативно-служебной деятельности. Однако большинство имеющихся систем характеризуются отсутствием унифицированного программного обеспечения и наличием существенных функциональных ограничений, не позволяющих использовать современные информационные технологии для выполнения качественного анализа информации.[6,c.112]
Концепция, оценивая предыдущий период, указала, что задачи, поставленные в Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2009 - 2013 гг., не были выполнены. В этой связи Концепция определила основные задачи информатизации на предстоящий период:
создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ЕИТКИ) системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение электронного документооборота и делопроизводства;
совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития ЕИТКИ, ее структурных компонентов;
разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов, их подключение к ЕИТКИ, обеспечение к ним санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме;
создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия;
обеспечение комплексной автоматизации управления МВД и ВВ на основе создания ситуационных центров управления.
Кроме того, Концепция определила основные направления информатизации подразделений МВД России.
Анализируя принятые в 2015 и 2016 гг. концептуальные документы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, работа по формированию и использованию информационных ресурсов в Российской Федерации в целом и в МВД России в частности значительно активизируется. Информационные ресурсы начинают играть определяющую роль в инновационном развитии страны, в процессе внедрения новых технологий, повышении качества жизни населения. Без активного использования информационных ресурсов невозможно качественное изменение структуры управления МВД России, повышение эффективности использования сил и средств и бюджетных ассигнований.
Во-вторых, основным направлением развития можно признать создание единого информационного пространства России и как его составной части - единого информационного пространства МВД России.
Эта задача, в свою очередь, предполагает объединение существующих информационных ресурсов и осуществление доступа к ним с рабочих мест сотрудников МВД в режиме реального времени. Причем в доступные информационные ресурсы должны быть включены не только информационные ресурсы оперативно-справочного и розыскного назначения, но и другие информационные ресурсы. Особенно необходим сотрудникам МВД доступ к правовым информационным ресурсам, статистической и аналитической информации, образовательным информационным ресурсам. В этой связи важнейшей задачей является обеспечение сотрудников МВД современной компьютерной техникой, подключенной к ЕИТКС, и объединение в рамках ЕИТКС новых видов информационных ресурсов.[3,c.42]
В-третьих, создание единого информационного пространства предусматривает повсеместное внедрение электронного документооборота, перевода в электронный вид большей части делопроизводства, активное внедрение электронных архивов. Указанная задача предполагает устранение дублирования электронного документооборота "бумажным", создание электронных порталов для ответов на обращения граждан и оказания услуг гражданам. Особенное значение имеет создание информационных порталов для обеспечения деятельности подразделений ГИБДД, ФМС и подразделений охраны общественного порядка, в том числе участковых уполномоченных милиции. В рамках указанной задачи должно быть обеспечено развертывание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб и внедрение программно-технических комплексов для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриева, Наталия Юрьевна. Информационные системы и технологии. Москва : Перо, 2011
2. Бизнес-планирование: учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2012. (Прикладные информ. технологии).
4. Григорьев В.Г. Информационные технологии управления. Чебоксары, 2012
5. Гутгарц Р. Д. Информационные технологии в управлении кадрами. М.: Инфра-М, 2011. (Секреты менеджмента).
6. Джерк Н. Разработка приложений для электронной коммерции: пер. с англ. СПб.: Питер, 2011. (Библиотека программиста).
7. Еникеев, Ф. У. Информационные технологии. Проблемы и решения. Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013
8. Иванов В.Г. Информационные технологии в системе управления персоналом : Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2012
9. Информационные технологии в бизнесе: энцикл. СПб.: Питер, 2012. (Бизнес-класс).
10. Информационные технологии в маркетинге: учеб. для вузов. М.: Юнити-Дана, 2010
11. Карпузова, Вера Ивановна. Информационные технологии в менеджменте [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ИНФРА-М, 2014
12. Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2011.
13. Конев, Федор Борисович. Информатика. Информационные технологии. Москва: Изд-во МГОУ, 2013
14. Конев, Федор Борисович. Информационные технологии. Москва: Изд-во МГОУ, 2013
15. Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф.. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2013.