Фрагмент для ознакомления
2
Ведение профессиональной деятельности с учетом особенностей функционирования различных типов спортивных объектов
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.
В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менеджмента в развитых европейских странах стала рыночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.
Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
Физкультурно-спортивные сооружения подвержены постоянным изменениям, неразрывно связанным с развитием общества. Изменения социальной сферы, происходящие в обществе, приводят к появлению новых видов физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий. Так, в последние годы, намечается тенденция большего объединения культурных и спортивных видов деятельности, приводящего к росту активного досуга. К занятиям привлекаются различные группы населения, появляются разные формы семейного активного досуга, в том числе массовые спортивные мероприятия. Кроме того, высокими темпами развивается спорт высших достижений, который предъявляет все более высокие требования к физкультурно-спортивным сооружениям.
Спортивные сооружения являются одним из основных элементов современной спортивной индустрии. Сегодня ни одна страна, которая не может гарантировать наличие необходимых спортивных объектов, соответствующих требованиям организаторов, не может получить право на проведение крупного спортивного мероприятия.
Спортивные сооружения являются объектом проведения спортивных соревнований. Они способствуют развитию и пропаганде спорта, здорового образа жизни. Однако, учитывая мировые тенденции, такие как коммерциализация спорта, спортивные объекты должны выполнять не только социальные функции, но также выступать как бизнес-проекты, которые способствуют развитию региона и оправдывают огромные затраты на его реализацию. Именно поэтому современные спортивные сооружения являются одними из самых сложных в управлении объектов. Эксплуатация спортивного объекта - это сложный комплексный процесс, состоящий из нескольких этапов: от разработки концепции до каждодневного функционирования сооружения. Концепция определяет индивидуальные особенности объекта, его основные направления деятельности, специализацию и предоставляемые услуги.
Концепция спортивного сооружения зависит от целей и функционального назначения объекта - коммерческое, социальное или спортивное. Так, концепция объекта может предусматривать как коммерческое использование, например, создание спортивно - развлекательного многофункционального комплекса, так и создание материально-технической базы для подготовки спортивного резерва.
Несмотря на то, что в последние годы появляется множество новых форм физкультурно-спортивных занятий, пользующихся большим спросом у населения (фитнес, аэробика и т.п.), а также в связи с успешными выступлениями российских спортсменов на крупных международных соревнованиях (в частности, Олимпийских играх в Сочи), реальный охват физкультурно-оздоровительными занятиями не только не увеличился, но даже немного сократился. Такая ситуация сложилась ввиду тех обстоятельств, что темпы роста обеспеченности спортивными сооружениями не соответствует необходимому уровню. Общее количество физкультурно-спортивных сооружений не достигает отметки 30% от нормативного количества. Кроме того, сооружения размещены буквально в хаотичном порядке, в большинстве своем - без учета требований равной обеспеченности населения занятиями вне зависимости от места их проживания или работы.
Спортивные сооружения можно поделить на две большие группы: открытые и крытые, или, соответственно, плоскостные и объемные. Наиболее востребованными в России являются именно крытые спортивные сооружения, которые имеют целый ряд очевидных преимуществ перед открытыми. Во-первых, крытые сооружения обеспечивают независимость от погодных и климатических условий, во-вторых, они дают возможность применения более сложных и современных технических средств, а, в-третьих, они позволяют увеличить эффективность собственного использования за счет трансформаций.
Несмотря на то, что спортивные сооружения схожи с некоторыми объектами коммерческой недвижимости, все же они обладают отличительными особенностями.
Одной из таких особенностей является коэффициент загрузки. Так, спортивные объекты характеризуются низким коэффициентом загруженности, поскольку длительность спортивного сезона многих видах спорта не превышает 6 месяцев.
В зависимости от функционального назначения основная деятельность спортивных сооружений различается. Одни сооружения являются тренировочными базами сборных команд, другие многофункциональными комплексами, которые представляют собой не только спортивные, но также и культурно - развлекательные центры, предоставляющие огромное количество сопутствующих услуг. Следовательно, результаты деятельности для таких объектов будут различны. Применительно к спортивным объектам критерии оценки эффективности использования спортивных сооружений классифицируются следующим образом:
критерии социальной эффективности;
критерии бюджетной эффективности;
критерии экономической эффективности;
критерии технической эффективности.
Спортивные сооружения являются неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры. Поскольку они создаются не только для развития спорта высших достижений, но также должны способствовать развитию и популяризации массового спорта, необходимо проводить оценку социальной эффективности сооружений.
Одним из показателей, позволяющих определить социальный эффект эксплуатации спортивных объектов является выполнение государственного задания, которое можно определить путем сопоставления коэффициентов загрузки, то есть сравнение фактической загрузки относительно планируемой. Для более детального анализа эффективности, эксплуатационную загрузку следует рассматривать отдельно по каждой категории услуг. Это позволит более точно определить причины изменения спроса на те, или иные услуги и разработать направления оптимизации использования объекта. Стоит отметить, что при определении социальной эффективности следует учитывать такие характеристики как динамичность и ритмичность. Поскольку в спортивной индустрии большое влияние на формирование спроса играет такой фактор как сезонность.
Ритмичность подразумевает потребление определенных услуг в зависимости от сезонности, месяца, дня недели, времени. Данный показатель позволяет анализировать эффективность эксплуатации в определенный момент времени. Что в свою очередь помогает оптимизировать использование сооружения в невостребованный промежуток времени путем изменения перечня услуг, изменения времени.
Организация и развитие спорта высших достижений невозможны без наличия материально - технической инфраструктуры, которая должна отвечать современным мировым нормам и стандартам проведения и организации спортивных соревнований, а также тренировочного процесса. Эффективность использования спортивных сооружений с точки зрения спорта высших достижений подразумевает организацию спортивной подготовки и обеспечение подготовки спортивного резерва, в первую очередь, по олимпийским видам спорта.
Проведение крупных спортивных мероприятий активно используется некоторыми мировыми центрами как способ «форсирования» повестки модернизации и обновления городского хозяйства, выделения на фоне конкурентов в борьбе за международный капитал. В условиях современной глобальной экономической конкуренции для городов становится очень важным выделить ценности и признаки, формирующие их идентичность. Совокупный эффект от снижения промышленной деятельности, сокращения государственного вмешательства и мобильности инвестиционного капитала приводит к тому, что города начинают искать внутренние источники для сохранения своей экономической жизнеспособности. Процессы создания имиджа территорий поддерживаются предпринимательским сообществом и формируются прогрессивными политиками и местными элитами, формируемым как ответ на вызовы глобализации. Создание имиджа основывается на развитии местных особенностей, которые выделяют город среди конкурентов за счет восстановления стратегических секторов, отличающихся предполагаемой экономической значимостью. Одним из инструментов, используемых для продвижения имиджа города и в то же время для получения финансовых ресурсов, необходимых для модернизации и обновления городского хозяйства, является проведение крупных спортивных мероприятий.