Фрагмент для ознакомления
2
1. Какие черты философского знания свидетельствуют о ее мировоззренческом характере
«Философия» в переводе с греческого языка означает любомудрие, любовь к мудрости. Отличительная черта философской мудрости – это получение знаний фундаментальной значимости и максимальной всеобщности.
Роль философии в обществе можно понять только в результате анализа истории развития философского знания в различные эпохи и ее связи с другими формами духовной культуры. Философское знание – достояние духовной культуры человеческой цивилизации, является фундаментом знания эпохи и оказывает существенное влияние на другие формы человеческой деятельности.
Философия – это мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. Философское знание носит мировоззренческий характер.
У людей в процессе жизнедеятельности формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, которое называется житейским или обыденным. Из этого следует, что ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, включающее предельно общие принципы познания, убеждения, нормы жизнедеятельности идеалы, которые отражают духовный и интеллектуальный настрой эпохи.
Мировоззрение – это знание об идеалах, убеждениях, целостности ориентации и о мире в целом. Уровень и характер этих знаний определяют глубину и тип мировоззрения. Система ценностных ориентаций играет важную роль в определении убеждений и идеалов, которое формирует определенное мировоззрение. Понятия красоты и уродства, добра и зла, добродетели, справедливости выступают важнейшими оценками действительности.
В философии есть источники мудрости: удивление и переживание.
Удивление – это такой интеллектуальный источник философской мудрости, который трактуется как поиск общезначимых истин.
Способность удивляться, необходима для умственного развития человека, она рождает непрерывную работу мысли.
Второй источник философии – эмоционально-ценностное переживание человеком мира и себя самого. Человек живет в мире и познает его. Отношение человека к миру – это и есть переживание, выступающее как мироощущение. Самым сильным переживанием является неизбежность смерти, которое заставляет рассуждать о смысле жизни, судьбе и т.д. Данный подход связывает философию с искусством и религией духовно-практическим и ценностным способом освоения человеком действительности.
Философия уникальная тем, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации - духовно-практической и научно-теоретической и ценности – объединены. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.
Философская теоретическая мысль на протяжении многих веков направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».
На основании осмысления специфики философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
На философском языке мировоззренческая проблематика «мир – человек» может быть сформулирована как соотношение материи и сознания.
Поскольку это соотношение, так или иначе, подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, потому что жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, его предельными характеристиками являются материальное и идеальное.
Мировоззренческая функция философии основана на связи философии с наукой и с теоретической формой осмысления мира. Исследование в философии мировоззренческой проблематики осуществляется логическим, рациональным путем с помощью своего собственного понятийного аппарата на основе наличного знания, которым располагает философ в определенную эпоху.
Методологическая функция тесно связана с мировоззренческой функцией философии. Методология есть учение о методах. В данной ситуации – это методы, обладающие фундаментальным значением. Такими методами являются: исторический и диалектический.
2. Какие проблемы решает такой раздел философии, как онтология?
Онтология – учение о бытие и сущем. Онтология рассматривает широкий спектр вопросов. Наиболее важные:
• проблема субстанции (первоосновы мира);
• проблема бытия, диалектика бытия и не-бытия, формы бытия (виды реальности);
• пространство и время, концепции (различные трактовки природы) пространства и времени, виды пространства и времени;
• проблема материи, атрибуты материи, уровни организации материи, соотношение материи и вещества, материи и энергии;
• проблема сознания, его сущности и атрибутов, место сознания в структуре бытия, специфика идеальной реальности, соотношение духовной и материальной субстанций;
• детерминизм, виды детерминизма, причинность;
• движение и развитие, формы движения материи, прогресс и регресс, революция и эволюция.
Второстепенные проблемы бытия:
• Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.
• Формы существования Бытия, его разновидности.
• Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.
• Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.
• Действует ли в сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.
• Другие вопросы.
Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объектов как учение о самом бытии еще в ранней греческой философии. Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд онтологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретических фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).
В классической философии онтология - это совокупностью всеобщих определений бытия, которые характеризуют его безотносительно к деятельности людей их мышлению и познанию. Онтология представляет собой картину действительности, которая определяет позицию человека в мире функции и ограничения отдельных наук и ориентации частных видов деятельности и познания.
В середине XIX века выявилась проблема ограниченность онтологии традиционного типа, которая претендовала на обобщение законов бытия, но закрытой познанию ранее неизвестных областей действительности. В этом и заключался кризис классической онтологии, и возникла дилемма: либо человеческое познание отказывается от онтологии традиционного типа, либо используется возможность построения онтологии нового типа. Именно эта ситуация создала предпосылку на зависимость онтологии от культурно обусловленных форм социального бытия. Из этого следует, что в современной неклассической философии онтология представляет собой интерпретацию способов бытия с нефиксированным статусом.
Онтология, как научная дисциплина, представляет собой организацию предметной области знаний, которая отражается в концептуальной схеме, состоящей структуры данных, содержащей совокупность объектов, их классов, связей между ними и правил. Онтологический анализ предметной области определенной области знаний, исследовательской программы или научной дисциплины направлен на выявление объективного статуса создаваемых ими идеальных объектов и теоретических конструктов. Несмотря на то, что бытие и его моменты существуют безотносительно любых феноменов сознания и любых актов эмпирического и теоретического знания, онтология противопоставляется онтике (умозрительное конструирование бытия).
Онтология в системе методологического знания является фундаментальной формой выражения объективности в рамках определенной мысли деятельности. Онтология выполняет функцию реальности, проекции мысли деятельности на «логическую плоскость» реальности. По этой причине остальные составляющие мыследеятельности интерпретируются на онтологической картине, обретая и выявляя всю сущность. Онтологизация – это методологическое конструирование онтологической картины.
3. Какие основные особенности философии в Древней Индии?
Веды составлялись в течение тысячи лет и писали на древнейшем языке (санскрит). Философия Древней Индии основывается именно на их текстах. Веды состоят из нескольких сборников, которые использовались для культурного служения.