- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Краткие ответы на вопросы.
- Готовые работы
- Контрольная работа
- Культурология
Контрольная работа
Хотите заказать работу на тему "Краткие ответы на вопросы."?60 страниц
0 источников
Добавлена 14.07.2021 Опубликовано: studservis
790 ₽
1580 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
1. Какова научная характеристика культурологии?
Культурология — относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л.Уайта (1900— 1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленившуюся из антропологии. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами (акцентировка меняется в зависимости от того, о какой стране идет речь) в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др.
Формирование структуры и диапазона направлений современного культурологического знания в России имеет особенность, существенно отличающую этот процесс от обычной динамики развития науки. Как правило, в систему образования в качестве учебного материала попадает то знание, которое в науке уже устоялось, оформилось, не вызывает острых дискуссий.
Современная отечественная культурология, складывавшаяся с период 60-х—80-х годов, и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию как раз напротив, из системы образования, когда возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. В этом — одна из причин того, что культурология как принципиально неидеологическая дисциплина как бы "ворвалась" в современное обществознание путем проб и ошибок, расширения поля анализа, вовлечения в него знаний из других областей, и в то же время "отсечения" того, что принадлежит к другим сферам науки.
2. Каковы основные значения понятия «культура»?
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры.
Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.
Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.
Термин «культура» употребляется также в широком и узком значениях.
В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты.
В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
В своем нынешнем понимании слово "культура" вошло в контекст европейской социальной мысли со второй половины XVIII века. Вообще, это слово происходит от латинского culture, что буквально означало возделывание, обработку земли, ее культивирование. В Древней Греции и Риме слово культура воспринималось В более привычном для нас значении воспитания и образования культура воспринималась как нечто дополняющее, а иногда и меняющее человеческую природу.
В эпоху эллинизма возникла потребность в чуде, духовном абсолюте, который помог бы человеку обосновать неуправляемость неподвластных ему социальных процессов.
Средневековая культура - культура христианская, отрицающая языческие ценности, но сохранившая многие достижения античной цивилизации.
Эпоха Просвещения открыла новый этап в развитии понятия "культура". Культура понимается как "разумность". Наиболее полно эти проблемы освещены в работах Иммануила Канта и Гегеля.
Примерно со второй половины XIX века термин "культура" приобретает все более научное значение. Оно перестает означать лишь высокий уровень развития человека и общества, пересекается с такими понятием, как цивилизация.
В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры.
3. Каковы основные этапы исторического осмысления культуры?
Историческое осмысление культуры делится на несколько этапов:
1.Европейская культурология развивалась в русле античных традиций и их переосмысления, постоянно имея перед собой образ античной культуры. Античность, средневековье, Новое время, Новейшее время – эпохи, в которых было свое понимание культуры, соотносившееся с представлениями о человеке, его назначении и смысле жизни, о высших ценностях. Каждая эпоха возвращалась к первоначальным античным представлениям о культуре, знаменуя кризис и переоценку ценностей.
2. В античности осознается специфика культуры, вводятся понятия и категории, появляются первые философские теории культуры, еще на первом натурфилософском этапе, однако выделения в отельную ветвь научного знания не происходит. Дерзость, справедливость, свобода, природа – понятия, связываемые с культурой в античности. Этим понятиям, сопряженным с ним нормам надо было учить – готовить человека к «правильной» жизни – сообщать свод рациональных, объективных правил. Сам процесс обучения оказывался тесно связанным со свободой, самодостаточностью и правом выбора, показывающим границу слепого подражания. Античное понимание культуры тесно связано с пониманием природности человека, хоть и трудной, но все-таки постижимой возможности познания истины – живой и божественной природы.
3. В средневековье на смену абсолюту природы приходит личностный абсолют, персонализм и трансцендентизм – Бог творит мир не из чего по собственной воле. Человек подобен Богу внешне, но для близости с эти абсолютом должен преодолеть себя, плоть и слабости. Античное, рациональное (если хотите – биологическое) понимание культуры видится не полным и не всеобъемлющим, чему способствуют новые категории – совесть, вера, любовь, надежда. Личность уже не предельна и не конечна, как у греков, а культура – неисчерпаема и уникальна.
4. Новое время обобщает результаты Возрождения и реформации, обращаясь к идеям Разума, Свободы, Справедливости. Эпоха Просвещения иначе использует такие феномены как – природа, общество, разум, человек, познание. Эти категории дают возможность поставить вопрос о прогрессе, историческом развитии и его смысле. В эту эпоху формируется классическая модель культуры, рассматривающая культуру как результат прогресса разума, гуманных отношений, исторического развития. Позднее в разных философских течениях классическая модель дополнялась и варьировалась. Например, у романтиков (Шеллинг) развитие ведется от национального к наднациональному, надисторическому – общечеловеческой культуре. Эта же модель обосновывается у Канта и Гегеля. У Гегеля основы культуры – религия, искусство, философия, право – этапы развития мирового разума, абсолютного духа. Любая национальная культура, по Гегелю – стадия развития духа.
5. В новейшее время создаются постклассические теории культуры, которые уходят и от гегельянства и от европоцентризма, разрушая классическую модель культуры (философия жизни, неогегельянство, неокантианство, позитивизм). Не разум видится фундаментом и мерилом исторического развития и прогресса. Сама европейская история разрушает мечты о гармонии с природой, гармонии в обществе и развитии человека и уводит к позициям иррационализма.
4. Что характеризует классическую философию культуры?
Философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.).Классическая философия характеризуется изучением культуры в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности и т.д. Это та первоначальная форма, в которой в ХVIII - ХIХ вв. проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и ее сущности. Главной темой философии культуры становится тема кризиса европейской культуры, уже не способной решать жизненно важные для человека проблемы его личного существования. Одновременно происходит переосмысление тех основополагающих принципов культурного бытия человека (гуманизм, рационализм, историзм), которые были положены в основание классической «модели» культуры.
5. Как и когда совершился переход к современным культурологическим концепциям?
Современная культурология включает в себя немало интересных идей и концепций, которые оказали большое влияние на всю ее проблематику. Становление культурологии как особой сферы гуманитарного знания происходило в тесной связи с развитием философии культуры в конце XIX – второй половине XX в. XIX и особенно XX века сместили познавательные акценты в направлении проблемы автономии культуры. Человеческое видение мира, до того считавшееся большинством мыслителей объективным, окажется атрибутом культуры. Человек замкнется в пространстве собственных символических форм, мир культуры станет независимым от объективной действительности, а всякое познание превратится в разновидность самопознания или мифотворчество. Будут, конечно, и исключения. К ним можно отнести этнологические, марксистскую концепции и теорию локальных цивилизаций, получившие широкое распространение в XIX- начале XX вв. и сдержавшие бурный натиск иррационализма. Направление социальной антропологии создали и развивали А.Р. Радклифф-Браун (1881-1955) и Б.К. Малиновский (1884-1942). Ведущей функцией культуры они называли передачу социального опыта от поколения к поколению. Культура предстала системой правил образования "устойчивых общественных взаимодействий".Марксистская концепция культуры разработана основоположниками теории научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В.И. Ленина (1870-1924).
Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, но только в связи с обществом и применительно к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяющим видом человеческого труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму своей социальной организации, собственные взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие характеристики трудовой деятельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления.
Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.
Концепция игровой культуры
Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писателя Г. Гессе (1877-1962).
Автор книги "Человек играющий" (Homo ludens) Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (XVIII-XIX вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В XX в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой деятельности. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре.
Эпоха социальных катаклизмов XX в. вводит в действие кризисное сознание, восстающее как никогда против силы разума, признающее ненужными все формы познания и ставящее на их место сферу человеческого бытия. Место поиска истины сосредотачивается в до-без-под-сознании человека. Основоположниками психоаналитических теорий культуры были австрийский психолог З. Фрейд и швейцарский психиатр К.Г. Юнг. В дальнейшем это направление развивали Э. Фромм, А. Адлер, Х. Салливан, К. Хорни, Р. Бенедикт, М. Мид и другие неофрейдисты и психологи культуры.
6. Какое влияние на развитие культурологии оказали идеи О.Шпенглера?
Особое место в культурологических концепци¬ях XIX в. — первой половины XX в. занимает тема кризиса культуры, развитие которой способствовало укреплению культурологического знания. Центральное место в этих концепциях занимают культурологические идеи О. Шпенглера. Шпенглер не рассматривает всемирную исто¬рию как планомерный, однонаправленный процесс в духе Гегеля, он преодолевает традиционное чле¬нение истории на Древний мир — Средние века — Новое время и считает, что такие понятия как «человечество», «прогресс», «цель» существуют лишь в головах выдумывающих их философов. У истории нет всеобщей логики, она исчерпывается лишь рождением и умиранием культурных орга¬низмов. Носительницами подлинной всемирной истории, по мнению Шпенглера, являются восемь следующих великих культур: египетская, индийс¬кая, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская, культура майя и ныне существующая, западноевропейская (фау-стовская). Каждая из этих культур абсолютно не¬повторима и замкнута. Шпенглер отрицает идею преемственности культур, их смысловую диалогичность. Все эти культуры имеют одинаковое строение и одинаковую деятельность, они могут просу¬ществовать 1200-1500 лет, проходя фазы рожде¬ния, юности, зрелости, старости и, наконец, гибе¬ли. В конечном итоге культурный организм впа¬дает в стадию окостенения цивилизации, в период который невозможны достижения науки, искусст¬ва, философии, религии. На этой стадии происхо¬дит выработка организации и техники, что приво¬дит к гибели культуры.
Схема рождения и гибели культуры непреодо¬лима, Шпенглер рассматривает ее как судьбу, как неизбежность. Следовательно, кризис культуры, в том числе и современной, фаустовской — законо¬мерное явление. Западная культура, пройдя ста¬дии роста и расцвета, достигла стадии цивилиза¬ции, которая характеризуется образованием «ми¬рового города», в котором нет народа, а есть «мас¬са», непомерным развитием техники, непонимани¬ем традиций, борьбой против церкви, преоблада¬нием рационализма, всепроникающим духом де¬нег. Единственно возможная философия на этой стадии — скептицизм.
Шпенглер создает образное учение — «мор¬фологию всемирной истории», опираясь на бога¬тейший материал, заимствованный из сферы ис-тории науки, философии, искусства, религии, эко¬номики, политики. Глобальное решение проблемы истории, по мнению Шпенглера, было невозмож¬но, так как до сих пор отсутствовал метод для исторического мышления.
В культурологической концепции Шпенглера проявилась общая тенденция отхода от ценностей классической философии и стремление к новому осмыслению культуры. Критика рационализма и панлогизма классической философии культуры, соприкасающаяся с идеями «философии жизни», осуществляется Шпенглером в единстве с реали¬зацией идеи построения «морфологии всемирной истории». Его культурологический проект развора¬чивается на пути перехода от спекулятивной клас¬сической философии культуры к постклассическим концепциям, к культурологизированию. Утвержде¬ние Шпенглером многообразия исторических типов культур, неприятие европоцентристских установок, спекулятивных конструктов способствовали преодо¬лению абстрактного культурфилософствования. Во главу угла ставится не философское теоретизиро¬вание, а мифотворчество, господство образов, ху¬дожественное мировосприятие. Жизнь в богатстве всех ее проявлений — политических, экономичес¬ких, художественных, этических — объявляется единственным достойным предметом культурно-исторического анализа.
7. В чем суть концепции культуры К.Ясперса?
Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. По Ясперсу история имеет свое начало и свое смысловое завершение, т.е. Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.
Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода:
1. Прометеевская эпоха (до-история человечества), когда происходило «становление основных конститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека как вида, закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому «докультурному» периоду относится «первое становление человека».
2. Эпоха великих культур древности - шумеровавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н.э., доарийская культура долины Инда III тысячелетия и архаический мир Китая II тысячелетия до н.э. Черты этого культурного типа - наличие письменности и «специфической технической рационализации».
3. Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время). Этот период является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества, когда происходит духовное основоположение всех мировых культур.
4. Эпоха развития техники по своей значимости соответствует прометеевской. Современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные прометеевской эпохе процессы, только на более высоком уровне. Это создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности, а новые великие культуры, в свою очередь, заложат основы для второго осевого времени.
Благодаря бурному развитию науки и техники, культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись в русло локальноисторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, как бы утратила и отступила от генеральной линии единения культуры человечества, что привело человечество в XX веке, по мнению немецкого философа, на край гибели. Как спасти и можно ли спасти человечество? Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго "осевого времени", подлинного становления человека.
8. Каковы основные культурологические идеи К.Юнга?
Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и философ, автор работ «Метаморфозы и символы либидо», «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке» и др. Бессознательное в концепции Юнга имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. В отличие от бессознательного, имеющего личностную природу в концепции Фрейда, Юнг настаивает на разведении понятий личностного (поверхностный слой) и коллективного (глубокий слой) бессознательного. «Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным»[19]. Первичные формы этого коллективного бессознательного Юнг называет архетипами, имея в виду некие устойчивые культурные основания, беспредметные и передающиеся из поколения в поколение. Юнг пишет: «Мы имеем дело с древнейшими, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами». Эти врожденные прообразы лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, религиозных установках, сновидениях, сказках и легендах, художественном творчестве. Автор подчеркивает, что «архетип существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм, это только та часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной обработки». Юнг выделяет 18 основных архетипов, подчеркивая их «наднациональность», доказывая их наличие у совершенно независимо развивающихся культурных типов. Основные архетипы: представления о Матери–сырой Земле, противостоянии Добра и Зла как основе мироустройства, образы мудрого старца, змея-искусителя, злой ведьмы, героя, демона. Центральную роль Юнг отводит архетипу «самости» как потенциальному центру личности в отличие от «Эго», т. е. «Я» как центра сознания. Архетипы лежат в основе исходной культурной формы – мифа, чем и объясняется схожесть многих мифологических сюжетов у различных народов.
По мнению Юнга, человек не властвует над своей духовной жизнью, там царят бессознательные силы. Культура призвана вести диалог с ними, тем самым обеспечивая целостность человеческой души.
9. Каковы структуралистские исследования культуры?
Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах ХХ в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Структуралистские исследования культуры (от лат. structura — строение, порядок) — принадлежат к нерационалистической традиции в исследовании культуры, абсолютизируют объективные основания культурного мира, теоретически оппонируют экзистенциализму. Становление методов структурного анализа началось в 20-е годы XX века как протест против экспансии психологизма в исследованиях культуры. Структуралистские исследования культуры особое распространение получили во Франции в 50-е-60-е гг. (К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида и др.), когда развитие структуралистских методов стало претендовать на универсальность. Культура стала пониматься как всеохватывающая знаковая система, созданная людьми для общения друг с другом. Главное при её осмыслении — разгадать тайну рождения смысла, на основе которого и происходит общение. Он определяется структурами (совокупностями отношений между элементами целого, сохраняющими устойчивость при изменениях и задающими его специфику), которые в обычной жизни не осознаются людьми. Для понимания этих исследований показателен идейный путь Леви-Строса. Начав с этнографического анализа ментальной жизни и социального устройства первобытных племён, он приходит к выводу, что вся первобытная культура построена по принципу бинарных оппозиций (природа — культура, растительное — животное, сырое — приготовленное и т. д.). Опираясь на теорию информации, он поставил задачу найти общее для всех культур и народов. Это — гармония чувственного и рационального (сверхрационализм), утраченная современной европейской культурой и оставшаяся только на уровне первобытного мифологического мышления. Там она достигается, в частности, путём опосредования смысловых противоположностей с помощью образов, изначально не предназначенных для этого (бриколяж). По Леви-Стросу, от оперирования отдельными образами закономерен переход к глубинной логике чувств, действий, отношений и т. д. Р. Барт показал, что европейская культура XX в. по своему характеру мифологична, а значит методы классического структурализма могут быть применены и при её исследовании.
Одним из основных положений структурализма является принцип синхронии (или синхронического исследования). Суть этого принципа в том, что для выявления структуры объекта нужно отвлечься от его развития и рассмотреть его части синхронически, как сосуществующие в один момент. После того, как выяснено, что из себя представляет данный объект, как он функционирует, можно рассматривать его развитие, изменение в разные моменты времени, т.е. диахронически.
Для структурализма характерен способ мышления посредством оппозиций: субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, центр - периферия, власть - подчинение, научное - обыденное, высокое - низкое, массовое - элитарное. Так, при выделении господствующих и угнетённых классов выделялись и соответствующие направления в искусстве: искусство высокое, т.е. придворное, парадное, официальное и низкое, т.е. простонародное, бюргерское. Лидером французского структурализма считается крупный учёный-этнолог К. Леви-Строс (род.1908). Его труды посвящены изучению культуры первобытных племён, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии. Основной труд Леви-Строса основан как на его собственных полевых исследованиях среди индейских племён Бразилии, так и на обобщении огромного количества материалов. Они внесли серьёзный вклад в этнографическую науку и принесли их автору мировую известность.
Важное место в концепции Леви-Строса занимает понятие бессознательного. Бессознательное - это скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но он делает это, подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются.
Таким образом, в структурализме мы вновь встречаемся с концепцией коллективного бессознательного, которое лежит в основании культуры. Но если у Юнга в качестве таких первичных оснований выступают архетипы, то в структурализме - знаковые системы. С точки зрения структурализма все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, обычаи, традиции - могут быть рассмотрены как знаковые системы.
10. В чем особенности постструктуралистских концепций исследования культуры?
Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма заложили французские философы Ж.-Ф. Лиотар (род.1924), Ж. Делёз (1926-1995), Ж. Деррида (род.1930). Затем он вышел за рамки школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. Иногда в качестве синонима термина "постструктурализм" используется термин "постмодернизм". Их следует различать. Постструктурализм является философской основой постмодернизма, одной из его составных частей, не исчерпывающих всё его содержание.
Характерной чертой постструктурализма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым - человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым. Всё превращается в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать, но на которые нельзя опереться в познании и практической деятельности.
В постструктурализме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".
Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности. Именно ризома служит основным образом современной культуры, с её отрицанием упорядоченности, синхронности, регулярности, системности.
В постструктурализме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры. Исчезает и оппозиция "центр - периферия", что означает утрату центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры.
Для постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Архитекторы стремятся сочетать элементы конструктивизма, современные материалы (анодированный алюминий, нержавеющая сталь, цветное стекло) с деталями классической архитектуры, такими, как арки, колонны, порталы, фронтоны, карнизы. Интерьеры обставляются старомодной мебелью. Пример такой архитектуры - культурный центр имени Линкольна в Нью-Йорке. Площадь перед центром опоясывает традиционная мраморная аркада.
11. В чем суть символической концепции культуры Э. Кассирера?
Эрнст Кассирер (1874–1945) явился самым последовательным приверженцем кантовской трактовки символической природы культуры. На первый план он (как и его учитель Г. Коген) выдвигал изучение роли языка в культуротворчестве – "критике языковых форм мышления". Философская концепция Кассирера впервые прямо совпала с предметом философии культуры, которая понимается как продукт символической деятельности человека, в свою очередь опосредованный символикой речи.
По Кассиреру, человек, вместо того чтобы обратиться к самим вещам, постоянно обращен на самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так дело обстоит не только в теоретической, но и практической сфере. Даже здесь человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат. С этой точки зрения Кассирер предлагает уточнить и расширить классическое определение человека. По его мнению, вопреки всем усилиям современного иррационализма, определение человека как разумного животного ничуть не утратило силы. "Рациональность, – пишет Кассирер, – черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности. Даже мифология не просто необработанная масса суеверий или нагромождение заблуждений; ее нельзя назвать хаотичной, ибо она обладает систематизированной или концептуальной формой. С другой стороны, однако, нельзя характеризовать структуру мифа как рациональную".
Традиционная ошибка, по Кассиреру, состоит в том, что язык обычно отождествляют с разумом, хотя в таком определении часть предстает вместо целого. Ведь наряду с концептуальным языком существует эмоциональный язык, наряду с логическим или научным языком существует язык поэтического воображения, присоединяется Кассирер к выводам Когена. Однако Кассирер справедливо указывает, что если у Когена логика, этика, эстетика и утвердили себя каждая сообразно собственной форме в систематически обоснованной целостности философского знания, то лишь потому, что "все они смогли опереться на самостоятельный принцип "объективного" значения, который противостоит любому психологическому разрешению" – "психологизму" в философии.Философия Кассирера стала фундаментом современной культурологической мысли во всем диапазоне интерпретации символики культуры – от экзистенциализма до фрейдизма.
12. Как в культурологии соотносятся понятия культура и цивилизация?
Важнейшее место в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.
Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.
В связи с тем что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.
И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.
Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п.
Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.
«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия.
Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.
Например, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.
Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени.
13. Каковы основные формы культуры?
Самым простым и понятным является разделение на три формы культуры: материальную, духовную и физическую. Материальная культура – это все то, что сделано руками человека для удовлетворения своих потребностей. К ней относятся предметы производства и ремесел, различные сооружения, орудия труда. Вещественные объекты материальной культуры называют артефактами. В XX столетии - как продолжение материальной - стали выделять еще экономическую. Духовная культура. Ее объектами являются мораль, идеология, религия, искусство, философия, литература, фольклор, воспитание. То есть все то, что является продуктом сферы сознания. Она связана не с вещественными объектами, а с интеллектом, чувствами и эмоциями. Нужно отметить, что эти два вида не всегда возможно четко разграничить. Например, искусство дизайна или великие памятники архитектуры одинаково относятся как к материальной, так и к духовной культуре. Формы духовной культуры весьма разнообразны и включают в себя религию, мифологию, искусство, философию. Религия – это особый вид отношения человека к себе и к миру, вера в существование высших сил, поклонение им. Самые важные понятия в религии – это добро и зло, вера, нравственность. Духовная культура имеет свои особенности. Она наиболее чутко реагирует на социальные воздействия, и ее продукты ценны сами по себе, даже без воплощения их в материальную форму. Физическая культура – это творческий тип деятельности, который выражается в телесной форме и призван удовлетворить первичные потребности человека. В ее состав входят: культура физического развития (все, что связано с укреплением здоровья, вплоть до профессионального спорта), рекреационная (восстановление и поддержание здоровья) и сексуальная.
14. В чем заключаются функции культуры?
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Важнейшая функция культуры – адаптивная, позволяющая человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается новый, искусственный мир – культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.
Культура как картина мира связана с другой функцией культуры – знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету или явлению и оценив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней