Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как особая форма общественного сознания философия появилась в Древней Греции в VII – VI вв. до н.э. Там происходит крушение патриарахально-аристократического строя, опиравшегося на религию. Возникла необходимость по новому осмыслить устройство общества, сущность человека и его взаимоотношения с миром.
Философия возникает не только в уединённых размышлениях древних учёных, но и на улицах, площадях, общественных собраниях, в государственных учреждениях, в атмосфере острых политических споров. Сторонники аристократии использовали как доказательство своей правоты религиозные мифы, объяснявшие господство знати её божественным происхождением. Сторонники демократии вынуждены были разрабатывать свои, рациональные доводы.
Первые философы, будучи одновременно учеными, пытались построить новую, отличную от мифологической, картину мира. Если миф был основан на вере, и за всеми явлениями в природе и повседневной жизни греку виделась воля богов, то первые мудрецы Греции искали основы мироздания в самом мироздании, а не за его пределами (на горе Олимп), так в античной философии актуализировалась проблема начала всего сущего (по-гречески архэ).
Именно решение данной проблемы позволило сформироваться в зачаточном виде таким направлениям философской мысли, как материализм, диалектика, натурфилософия. Стихийно-материалистические воззрения милетцев содержали первые представления о бытии, которое отождествлялось с неким природным первоначалом – первовеществом.
Стоит отметить, что в подобной проблематике проявляется основная черта философского мышления – универсализм.
Глава 1 Возникновение философии в Древней Греции
Философия как особая форма мировоззрения складывается примерно в VII-VI веках до нашей эры, хотя процесс ее формирования шел значительно дольше (примерно до 2 века до нашей эры). И данный отрезок мировой истории получил название «осевого времени». Данный термин ввел в широкий научный оборот немецкий философ и ученый-психиатр Карл Ясперс.
Хотя, в целом, философия в каждой из названных стран формируется независимо от других, что подтверждается различиями между учениями греческих, индийских и китайских философов, в ряде основных философских идей можно проследить определенное сходство. Так, например, греческий «логос» как единый мировой закон, упорядочивающий мироздание, напоминает китайское «дао». Идея переселения душ, являющаяся одной из ключевых в индийской философии и называемая реинкарнацией, была характерна и для ряда древнегреческих философов (Пифагор, Платон), обозначаемая словом «метемпсихоз» .
С одной стороны, такие совпадения можно объяснить единством мышления всего человечества, основные моменты которого не изменяются под воздействием особенностей места проживания, климатических условий, специфики культуры, то есть всего того, что определяет этническое своеобразие. Ведь и греки, и китайцы, и индийцы, пытались обосновать собственное существование, найти мировоззренческие опоры с целью формирования чувства стабильности и укорененности в мире. Только пути поиска и его результаты были различны, так как на них накладывали
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия – М., 2002. 390 с.
2. История философии Учебник Г.В. / под ред. Г. В. Гриненко – М., 2003.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс — М., 2002. 356 с.
4. Миронов В.В. Философия – М., 2005. 396 с.
5. Ницше Ф. Сумерки кумиров или как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза – СПб.: Худож. Лит., 2012. - 672 с.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М., 2003. 504 с.
7. Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии.–1988.– №8.– С. 119-125.
8. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т.1 – М.: Мысль, 1988. 860 с.
9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира – М., 1999. 384 с.
10. Фромм Э. Здоровое общество М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. – 539 с.; Фромм Э. Человек для себя – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. – 314 с.