Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Сущность индивидуальных различий 4
2 Индивидуальные различия, связанные с особенностями памяти 9
3 Индивидуальные различия в восприятии 11
4 Индивидуальные различия в мышлении 12
5 Индивидуальные различия в речи и воображении 14
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ориентация в мире «всегда предполагает адекватное воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности» [4, с. 138].
Результатом познавательного отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентации в окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых знаний [8]. Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе удовлетворения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.
Как правило, для рассмотрения особенностей личности в психологии чаще всего используют такие термины, как:
«индивидуальные различия», «психологические особенности»,
«индивидуальные особенности»,
«индивидуально-психологические особенности»,
«типологические» или «индивидуально-типологические особенности».
Одним из противоречий при формулировке каждого из вышеуказанных терминов является сложность конкретизации термина определенной области, которую определяют эти понятия. Сложность связана с тем, что часто не просто отдельные свойства, но и целые их группы относятся как к одному, так и к другому понятия, что мешает конкретизации уникальности каждого в отдельности термина.
Целью данной работы является рассмотрение индивидуальных различий, связанных с особенностями психических процессов.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение сущности индивидуальных различий;
2) Характеристика индивидуальных различий, связанных с памятью, восприятием, мышлением, речью и воображением.
1 Сущность индивидуальных различий
Анализ развития психологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии дал возможность интегрировать все исследования, которые проводятся в русле проблемы индивидуальных различий, в три группы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Группы исследований индивидуальных различий [1]
Психофизиологические особенности человека анализировались на уровне теории и практики многими учеными в плане конкретизации природы индивидуальных различий, дифференциации людей по определенным признакам, конкретизации степени их влияния на умственное, интеллектуальное развитие личности. Можно сказать, что исследования психофизиологической обусловленности индивидуальных различий в зарубежной науке не так многочисленны. Много времени этой теме уделяли авторы нашей страны, с их именами и связан термин «дифференциальная психология».
Относительно влияния способностей физического плана обучающихся на качество обучения А. Бине говорил, что помимо общего физического состояния на эффективность обучения влияют зрение и слух обучающихся [2]. Поэтому ученый делал предложение применять результаты диагностики уровня развития этих двух показателей для адекватной организации процесса обучения.
Г. Айзенк (Англия) почти 40 лет проводит исследования, нацеленные на конкретизацию различий в поведении, наиболее тесно связанных с природными, психофизиологическими предпосылками. Г. Айзенк называл эти особенности «биологическими измерениями личности» и относил к ним такие свойства, как экстраверсию, интроверсию и нейротизм.
Т. Рибо в исследованиях индивидуальности и индивидуальных различий нацелен был на поиск физиологических причин для аргументации процессов психики. Явления психики связаны с различными состояниями головного мозга [3].
В психологии нашей страны В. М. Бехтерев был направлен на интегрированное изучение тематики мозга и человека. Идея о роли индивидуально-психологических особенностей личности, с позиции ученого, заключается в том, что во взаимоотношениях коллектива и человека главной является именно личность (человек), а не коллектив [3]
И. П. Павлов говорил о том, что индивидуальные различия в огромное степени зависят от скорости формирования условных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. Интенсивность реакций говорит о типе процессов возбуждения и торможения, соотношение этих процессов формирует уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов, а способность быстро реагировать на ситуацию изменения говорит о подвижности. На основании этого И. П. Павлов классифицировал 4 типа нервной деятельности, которые в своих проявлениях поведения соответствуют 4-м гиппократовским типам темперамента.
Также в психологии нашей страны в контакте темы изучения основ индивидуальных различий и индивидуальности в целом базовое внимание
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. – Л. , 1969. – 107 с.
2) Бине А. Измерение умственных способностей/ пер. с фр. – СПб.: Союз, 1998. – 432 с.
3) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий/М. С. Егорова. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.
4) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
5) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.15 – 20.
6) Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 534 с.
7) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986. – 253 с.
8) Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды/В. С. Мерлин. – М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 445 c.
9) Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие – М.: Флинта, Московский социально-психологический институт. 2003. – 280с.
10) Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т.2. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – 360 с.