Фрагмент для ознакомления
2
Возникновение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности было исторически связано с поиском человеком путей выживания в мире, преисполненном множеством опасностей: освоение планетарного пространства в их неустанном преодолении обернулось для человека конституированием пространства культурного, а с ним и социального. Однако и сам процесс культуро- и социогенеза стал источником генерирования опасностей для человеческого рода, производство которых проявило себя как имманентное социальному и культурному развитию. В итоге, человек оказался обреченным на поиск стратегий обеспечения своего безопасного существования посредством культуры. Следовательно, проблематика безопасности в контексте форм культурной деятельности человека была актуальной практически всегда. Несмотря на это, специальное ее изучение началось лишь в ХХ столетии [113].
Две мировые войны и множество локальных, устрашающие опасности научно-технического прогресса, загрязнение окружающей среды посредством радиационных катастроф обусловили актуальность формирования культуры безопасности населения. Представляется необходимым кратко провести теоретический анализ понятий, составляющих термин «культура безопасности жизнедеятельности». В данном случае такими понятиями являются «культура», «безопасность», «культура безопасности». Слово «культура» имеет множество значений и сопутствующих смыслов.
Сам термин «культура» пришел из латинского языка и означал у древних римлян процесс возделывания и обработки почвы. Позже его стали использовать для обозначения того, что сделано человеком, то есть, нечто искусственное, в противоположность естественно-природному [46]. Научное исследование культуры началось во времена Просвещения. Пройдя через идеи гуманизма и через реформацию, начиная себя все более осознавать как активную причину событий в мире и как личность, которая сознательно самоопределяется в мире, человек пытается выяснить, что делает его таким, где происходит его самоопределение.
Культура – специфическая область существования человека, его вторая, творимая им природа, это идеал социального бытия, некий разумный абсолют, к которому должны стремиться все народы [46]. Однако, не все просветители были согласны с такой точкой зрения. Жан-Жак Руссо [115], представитель французского Просвещения, считал, что культура приносит негативные результаты в виде разрыва человека с естественной средой обитания – природой, что губительно как для человека, так и для самой природы. Платой за это являются все возрастающее в обществе чувство личного одиночества и отчужденности. И.Г. Гердер [115] понимал под культурой процесс облагораживания человека, прежде всего, с точки зрения развития наук и просвещения. Он считал, что связью, соединяющей людей в органическое единство общественной жизни, – это культура, важнейшие элементы которой составляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государство. К.Маркс [107] в конце ХIХ в. расширил понятие культуры, включив в него не только духовные, но и материальные составляющие.
Английский ученый, этнограф Э. Тейлор [102] в своей работе «Первобытная культура» отмечал, что культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знания, верований, искусства, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
О. Шпенглер [107, 115] рассматривал культуру как организм, проходящий периоды юности, зрелости, старения и обессиленного приспособления к природным условиям существования.
Культура – это динамичное явление, находящееся в развитии, и имеющее определенные стадии жизненного цикла, как и биологический организм. З. Фрейд [107, 115, 116] определял культуру как результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Соответственно, чем больше сублимация, тем выше уровень культурного развития.
Таким образом, в понятие культуры была введена личность человека. В энциклопедическом смысле (Большой энциклопедический словарь [16]) слово «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки; уровни интеллекта, нравственного и эстетического развития; мировоззрение, способы и формы общения людей).
Сходное определение понятию «культура» дает и Ожегов С.И. [68], понимая под ним совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Э.Шейн [127] рассматривает «культуру» как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.
Данное определение вводит следующие элементы для рассмотрения: 1. Проблема социализации. Прежде всего, под культурой понимается то, что передается новым поколениям членов группы. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы определенные модели восприятия, мышления и самоощущения. 2. Проблема поведения. Демонстрируемое поведение всегда детерминировано, как культурной предрасположенностью (паттерны ощущений, мыслей и чувств), так и ситуационными факторами, связанными с непосредственным внешним окружением. Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Далее рассмотрим понятие «безопасность». Осмысление данного термина началось еще в работах античных авторов. Так, Платон [80, 115] считал, что чувственно воспринимаемый мир является иллюзорным, в нем нет ничего устойчивого, все изменчиво, отсутствует безопасность. Эпикур [82, 115] связывал наслаждение с отсутствием переживания опасности, тревоги. Безопасность, по мнению Эпикура, есть критерий наивы