Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная точка 1
1. Проанализируйте учебник окружающий мир 1-4 классы, с целью выявления заданий по моделированию
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
2. Заполните таблицу
№ Тема урока Объект моделирования Содержание занятия Особенности работы
1 Кто что ест? (поисково-исследовательская деятельность) Макеты фигурок животных, дидактические карточки Формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей
2 Животноводство Макеты фигурок животных, дидактические карточки Ознакомление с отраслью сельского хозяйства - животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей
3 Превращения и круговорот воды в природе спиртовка, вода, треножник, снег, стекло Организовать деятельность обучающихся с целью формирования представлений о круговороте воды в природе как важнейшем природном явлении наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную
4 Размножение и развитие животных Карточки: с планом изучения каждой группы животных; с иллюстрациями при моделировании цепочек развития каждой группы животных; с текстами о размножении и развитии животных; сигнальные карточки Познакомить учащихся с размножением и развитием некоторых групп животных (птиц, насекомых, рыб, земноводных,пресмыкающихся, зверей).Выявить с помощью групповой и фронтальной работ общие (одинаковые) стадии развития животных, и на основе этого составить единую цепь развития животных наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей
5 Прошлое, настоящее, будущее. Интеллектуальная карта время Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. Моделировать воображаемые ситуации, узнавать города по достопримечательностям наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей
3. Разработайте фрагмент урока на котором проводится работа по моделированию
Фрагмент урока по теме «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
Класс поделен на 3 группы. Каждая группа работает с одним плакатом, на котором изображена река, скважина, дом.
В ходе поиска ответа на вопрос темы первоклассники работают с плакатом (показать). Находят начало пути воды в дом (река, скважина), отслеживают его, обозначая синими стрелками ее путь. Рассматривают, что происходит с водой в доме. Обратный путь воды обозначен коричневыми стрелками. Далее каждая группа выходит со своей моделью к доске и рассказывает, как в наш дом приходит вода и куда она уходит. Сделан вывод, что без очистки вода из дома не должна попадать в реку. Этот путь зачеркнули красным фломастером.
Фрагмент урока по теме «Что общего у разных растений?»
Учащиеся сравнивают несколько растений с хорошо выраженными частями и находят их общие признаки, называют. Говорю, что мы сделаем модель растений, изображая каждую часть символом. Как изобразить корень, стебель, показываю сама. Затем предлагаю найти на всех растениях листья и спрашиваю: «Лист – это все растение или его часть? Одинакова ли форма листьев у разных растений? Что общего у всех листьев?» Первоклассники смогли изобразить лист символически сами. Изображение цветка тоже удалось придумать самим. Плод с семенами обозначили символически с подсказкой, ответив на вопрос: что есть у плодов внутри? Как их можно изобразить?
Далее идет работа с моделью:
1) Назовите части растений.
2) Был показан незнакомый цветок и дано задание соотнести символ и часть растения.
3) На следующем уроке поместила карточки на доску, пропустив одну часть растения. Задание: Рассмотрите модель. Все ли верно? Что будет, если убрать одну из частей растения?
Обобщение по теме «Кто такие рыбы, птицы, звери, насекомые?» Фрагмент урока.
Класс поделен на группы. Каждой группе выдается плакат со словом ЖИВОТНЫЕ.
На партах в конвертах изображения животных, символы их отличительных признаков.
Вспомнив, каких животных изучили на прошлых уроках, дети получают напечатанные названия групп животных. Приклеивают их на плакат ниже слова «животные»: звери, рыбы, насекомые, птицы.
Затем вспомнили отличительные признаки каждого вида животных.
У зверей отличительный признак – шерсть.
У птиц – перо. У рыб – чешуя.
У насекомых – шесть ног.
Задания:
Найдите символ каждому отличительному признаку. Приклейте его под нужной карточкой.
Расположите правильно в модели изображения животных, ориентируясь на отличительный признак.
На доске помещаю модель для всего класса. Даю задание.
Карточки-названия групп животных перепутаны. Найдите ошибку.
Найди лишнее животное. (В какой-либо группе животных учитель помещает животное из другой группы.) Докажите, что оно лишнее
Контрольная точка 2
Методы обучения естествознанию
Использование метода наблюдений в ознакомлении младших школьников с природой
Задания
1. Опишите приемы развития наблюдательности младших школьников
Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприя¬тие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в по¬мещении. наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслитель¬ные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. Наблюдательность. Это важ¬нейшая познавательная способность, необходимая не только для ус¬пешного учения. Она — ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определе¬ния объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые. Например: больше узнать о при¬роде, чтобы получить хорошую оценку на следующем уроке и т. п. . Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных по¬собий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окру¬жает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе.
Рассмотрим основные приёмы развития наблюдательности.
1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить,какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми , можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.
2. Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.
3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.
4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.
После прочтения идёт беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли это явление увидеть в природе?
- Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?
- С чем сравнивает автор это явление природы?
5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются!
Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времен
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Козлова С. А. Летняя тетрадь будущего третьеклассника; Баласс - М., 2011. - 204 c.
2. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. Мир и человек. Мир глазами человека. 1 класс. Рабочая тетрадь; Дрофа - М., 2010. - 335 c.
Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №2; АСТ, Астрель - М., 2009. - 293 c.
3. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2. К учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова; АСТ, Астрель, Планета знаний - М., 2015. - 966 c.
4. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова "Окружающий мир"; АСТ, Астрель, Планета знаний - М., 2015. - 915 c.
5. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс (комплект из 2 книг); Просвещение - М., 2010. - 128 c.
6. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс (комплект из 2 тетрадей); Просвещение - М., 2011. - 144 c.
7. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2; Просвещение - М., 2016. - 282 c.
8. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2010. - 224 c.
9. Плешаков А. А., М. Ю Новицкая Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016. - 527 c.
10. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. Часть 1; Ассоциация XXI век - М., 2009. - 128 c.
11. Саплин А. И., Саплина Е. В. Окружающий мир. Общество. 1-4 класс. Атлас; ДИК, Дрофа - М., 2010. - 504 c.