Фрагмент для ознакомления
2
Изложение – вид речевой деятельности учащихся. Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца. Письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об изложении по кинофильму, спектаклю. Изложение используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений.
Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизведение, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Изложение (устное и письменное) формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умения воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально – смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Виды изложений. Общие требования к изложениям
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни.
Задачи языкового образования и речевого развития школьника сливаются в настоящее время в единый учебно-познавательный процесс, при этом усиливается внимание к функциям языка как средству общения.
Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
М.Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как "упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье" [15, с.98].
В практике изучения русского языка и развития речи сложилась определенная система письменных изложений. В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
"Самый простой вид изложения - подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет" [15, с.99]. Он служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения.
Подробное изложение проводится во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные. Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, который необходим для развития связной речи.
Сжатое изложение прочитанного текста проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное – что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.
Следующий вид изложения - выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, "связующее звено между изложением и сочинением" [11, с. 65].
Существует еще один вид изложения - творческие изложения. Творческиеизложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей.
Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивает воображение и активизирует творческую мысль школьника.
Так как изложение – это общее название работ, связанных с произведением готового, «чужого» текста, то очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.
Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.
Изложения бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первого класса до двухчасовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе.
Уже в 1 классе в программах предусматривается изложение под руководством учителя небольшого текста по вопросам, во 2 классе – изложение текста по коллективно составленному и изменённому плану, в 3-4 классах – подробные, сжатые и творческие изложения.
Объём текстов для изложений в 1 классе – 20-30 слов.
Программа предусматривает для второго класса изложение текста объемом в 30 – 45 слов (под руководством учителя) по вопросам или по данному плану из 2 – 3 пунктов; для третьего класса изложение текста из 60 – 75 слов по плану, составленному коллективно, из 3 – 5 пунктов; для четвертого класса – подробное, сжатое, выборочное изложение из 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану.
Объём текстов для изложений в 3-4 классах – от 60 до 95 слов [25].
Начинать работу над изложениями необходимо с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов, постепенно переходя к сжатым и творческим изложениям.
Учащиеся I класса пишут изложение по вопросам учителя; во II и III классах вопросы тоже играют существенную роль в составлении предложений, плана и отдельных частей связного текста.
На первых ступенях обучения вопрос учителя помогает ученику составлять предложения. Так, текст «Машина» (Саше купили машину. Он возил на машине Симу. Сима шалила и упала...) первоклассники пересказывают по вопросам: «Что купили Саше? Кого Саша возил на машине? Кто шалил и упал?»
Ученику остается заменить вопросительное слово существительным или местоимением, несколько изменить порядок слов.
Такой способ работы над текстом допустим только в самом начале обучения. Уже во втором полугодии I класса следует так формулировать вопросы, чтобы ответы на них не повторяли слов, данных в вопросе. Это требование относится также и к тем случаям, когда вопросы задаются к каждому предложению текста. Во II классе вопросы, как правило, задаются к двум-трем предложениям. В III классе на каждый вопрос школьник дает развернутый ответ, состоящий из нескольких предложений. Иными словами, вопрос служит опорой для связного текста.
К 3 - 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.
Существует классификация изложений по трем основаниям:
- По цели проведения (обучающие и контрольные);
- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения).
Указывается, что изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке на ряду с содержанием глубоко анализируется и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.
Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста. Выделение в особую группу изложения с элементами сочинения или изложения с творческими заданиями методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.
В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:
- по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);
- по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте...);
- по объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюра);
- изложения с использованием наглядных пособий [12, с. 124].
Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:
1) способ восприятия текста;
2) характер его воспроизведения.
По способу восприятия изложения делятся:
- изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);
- изложения, в которых текст воспринимается зрительно,
- изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Разные способы восприятия исходного текста (слушания, чтение) обеспечивают формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.
Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способы восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение (на первых этапах обучения) оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо его зрительное восприятие.
В основу системы работы над изложением положено развитие у учеников определенных умений связной речи [11, с. 50].
Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях о
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бегунова, Е.Г. Аудирование как вид речевой и учебной деятельности младших школьников / Е.Г. Бегунова // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: материалы науч.-практ. конф.− Москва, 2012.− С. 304– 307.
2. Бегунова, Е.Г. Готовность современных учителей начальных классов к обучению младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Е.Г. Бегунова // Вестник МГПУ, Серия «Педагогика и психология». – 2012. − № 4 (22). – С. 137-142.
3. Бегунова, Е.Г. Культура слушания учителя начальных классов как компонент профессиональной компетентности / Е.Г. Бегунова // Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя: сб. материалов науч.практ. конф. − Москва: Экон-Информ, 2010.– С. 187–190.
4. Бегунова, Е.Г. Самостоятельная работа младших школьников как средство совершенствования умений слушания / Е.Г. Бегунова // Самостоятельная работа в подготовке учителя начальных классов: современные подходы к организации и управлению. – 2009. – С. 140-141.
5. Бегунова, Е.Г. Формирование готовности будущего учителя к обучению младших школьников слушанию как речевой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бегунова Елена Григорьевна. − Москва, 2013. – 28 с.
6. Бегунова, Е.Г. Формирование умений слушания младших школьников в условиях современной образовательной среды / Е.Г. Бегунова // Ребенок в современной образовательной среде: материалы науч.-практ. конф.− Москва, 2012. – С. 450-454.
7. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 1 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Москва: Баласс, 2015. 176 с.
8. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 1 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Москва: Баласс, 2016. 146 с.
9. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 3 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Москва: Баласс, 2015. 176 с.
10. Владимирова, Е.Н. Учебная деятельность как инструмент овладения школьниками аудированием / Е.Н. Владимирова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. − №8. – С. 129-134.
11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – Москва: Искра-М, 2008. – 272 с.
12. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс: учебник / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская. Москва: «Просвещение», 2014. 101 с.
13. Гущина, О.Д. Целенаправленное обучение аудированию младших школьников как условие формирования коммуникативной компетенции / О.Д. Гущина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. − №1. – С. 84-88.
14. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 1 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Москва: Астрель, 2013. 110 с.
15. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 3 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Москва: Астрель, 2013. 129 с.
16. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 4 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Москва: Астрель, 2013. 146 с.
17. Зайева, С.Е. Методика обучения аудированию / С.Е. Зайцева // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2017. − №1-1. – С. 172-175.
18. Збарская, А.В. Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение) студентов неязыковых ВУЗ / А.В. Збарская // Вестник университета. – 2014. − №9. – С. 252-254.
19. Зиновьева, Т. И. Профессиональная компетентность учителя в области обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Т.И. Зиновьева, Е.Г. Бегунова // Вестник московского городского педагогического университета. – 2011. − №4. – С. 31-48.
20. Зиновьева, Т.И. Проблемы обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Т.И. Зиновьева, Е.Г. Бегунова, // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 15. – С. 241–247.
21. Ибакаева, Е.К. Аудирование как вид речевой деятельности / Е.К. Ибакаева // Начальная школа плюс До и После. − 2011. — № 8. − С. 68-71.
22. Ибакаева, Е.К. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка / Е.К. Ибакаева // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах: сб. материалов науч.практ. конф. – Бирск: Бирский гос. пед. ин-т, 2009. − С. 56-63.
23. Ибакаева, Е.К. Обучение аудированию в языковом образовании младших школьников / Е.К. Ибакаева // Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе : материалы междунар. на-уч.-практ. конф. – Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 2011. − С. 310-313.
24. Ибакаева, Е.К. Обучение младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ибакаева Екатерина Константиновна. – Екатеринбург, 2010. – 26 с.
25. Ибакаева, Е.К. Особенности аудирования младших школьников / Е. К. Ибакаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. − 2009. − № 102. − С. 180-183.
26. Ибакаева, Е.К. Приемы обучения аудированию младших школьников / Е.К. Ибакаева // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. − Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2010. − С. 180-184.
27. Ибакаева, Е.К. Совершенствование умений аудирования младших школьников в учебной деятельности / Е. К. Ибакаева, М. JI. Кусова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. − 2011. − № 8(65). − С. 137-143.