Фрагмент для ознакомления
2
1 Понятие и типология социальной мобильности
Социальная мобильность – это перемещение людей, семей, домашних хозяйств или других категорий людей внутри или между социальными слоями в обществе. Это изменение социального статуса по отношению к текущему социальному положению в данном обществе.
Социальная мобильность определяется как движение отдельных лиц, семей, домашних хозяйств или других категорий людей внутри или между слоями или ярусами в открытой системе социальной стратификации. Открытые стратификационные системы - это те, в которых определенное значение придается достигнутым статусным характеристикам в обществе. Движение может быть в направлении вниз или вверх [5, с. 143]. «Социальная мобильность - это любое изменение социального положения». Оно может быть вертикальным и горизонтальным по своей природе. Любое изменение физического положения человека или группы - это горизонтальная мобильность. Если менеджер банка переводится из одного филиала в другой – это горизонтальная мобильность, так как социальный статус человека не меняется.
Мобильность чаще всего количественно измеряется с точки зрения изменений в экономической мобильности, таких как изменения в доходах или богатстве. Профессия - это еще одна мера, используемая при исследовании мобильности, которая обычно включает количественный и качественный анализ данных, однако, в ряде случаев исследования сосредотачиваются на изучении социального класса.
Мобильность может быть внутри поколений, в пределах одного поколения или между поколениями между разными поколениями [7, с. 11]. Внутрипоколенческая мобильность встречается реже, представляя случаи резкого повышения социального статуса с точки зрения восходящей мобильности. Восходящая мобильность между поколениями более распространена, когда дети или внуки живут в лучших экономических условиях, чем их родителей либо бабушки и дедушки. В США этот тип мобильности описывается как одна из фундаментальных особенностей «Американской мечты», хотя такая мобильность встречается реже, чем в других странах ОЭСР.
Социальная мобильность в значительной степени зависит от общей структуры социальных статусов и профессий в определенном обществе. Степень различия социальных позиций и то, как они сочетаются друг с другом или частично совпадают, обеспечивает общую социальную структуру таких позиций. Если добавить к этому различные измерения статуса, такие как экономическое положение, престиж и власть, то можно увидеть потенциал для сложности в данной системе социальной стратификации. Такие измерения в данном обществе можно рассматривать как независимые переменные, которые могут объяснить различия в социальной мобильности в разное время и в разных системах стратификации. Кроме того, те же самые переменные, которые вносят вклад как промежуточные переменные в оценку дохода или богатства и которые также влияют на социальный статус, социальный класс и социальное неравенство, действительно влияют на социальную мобильность. К ним относятся пол, раса, этническая принадлежность и возраст 6, с. 530.
Образование является одним из наиболее многообещающих шансов на повышение социальной мобильности до более высокого социального класса и достижение более высокого социального статуса, независимо от текущего социального положения в общей структуре общества. Тем не менее, расслоение социальных классов и неравенство по богатству напрямую влияют на образовательные возможности людей, а следовательно, и на возможности социальной мобильности. Другими словами, социальный класс и социально-экономический статус семьи напрямую влияют на шансы ребенка п
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Заславская, Т. И. Проблемы развития социальной структуры российского общества / Т. И. Заславская // Безопасность Евразии. – 2014. – № 3. – С. 191-201.
2. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М. : Наука, 2015. – 237 с.
3. Римашевская, Н. М. Бедность и маргинализация населения / Н. М. Римашевская // Социологические исследования – 2004. – № 4. – С. 33-43.
4. Шкаратан, О. И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ / О. И. Шкаратан, В. И. Ильин. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016. – 472 с.
5. Corak, M. Do Poor Children Become Poor Adults? Lessons from a Cross Country Comparison of Generational Earnings Mobility / M. Corak // Dynamics of Inequality and Poverty. Research on Economic Inequality. – P. 143-188.
6. Goldthorpe, J. Intergenerational class mobility in contemporary Britain: political concerns and empirical findings/ J. Goldthorpe, M. Jackson // British Journal of Sociology. – 2011. – № 58 (4). – Р. 525-546.
7. Greenstone, M. Thirteen Economic Facts about Social Mobility and the Role of Education / M. Greenstone, A. Looney, J. Patashnik, M. Yu. – Brookings Institution. 2017. – 28 р.
8. Haveman R. The Role of Higher Education in Social Mobility / R.Haveman, T. Smeeding // The Future of Children. – 2006. – №16 (2). – Р. 125–150.
9. Isaacs, J. B. International Comparisons of Economic Mobility/ J. B. Isaacs. – University of California Press, 2008. – 126 р.
10. Lareau, A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life/ А. Lareau. – University of California Press, 2011. – 480 р.
11. Massey, D. The Source of the River: The Social Origins of Freshmen at America's Selective Colleges and Universities /D. Massey, C. Charles, G. Lundy, M. Fischer. – Princeton University Press, 2011. – 45 р.