Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Переход ребенка к учебной деятельности повышает требования к уровню развития фонетико-фонематической стороны речи, связано это с необходимостью освоения письменной речи, освоения чтения, необходимостью идентифицировать звуки с буквами и наоборот.
Проблемами коррекционной работы при системном нарушении речи и анализом причин их возникновения занималось множество исследователей.
Среди них можно выделить работы Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Р.Е. Ливиной, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.
Проблема развития речи в контексте развития когнитивных, психологических функций рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Вопросами развития языкового строя речи отражены в работах Ю.Д. Апресяна, Л.А. Введенской, Т.А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М. Р. Львова, Л. Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородича и др.
Несмотря на то, что множество исследователей занимались вопросами исследования особенностей развития речи в онтогенезе, проблема особенностей развития речи при наличии диагноза дислалия изучена недостаточно.
Недостаточное понимание причин возникновения дислалии, осознание проблемы коррекции дислалии в младшем школьном возрасте, важность коррекционной работы в усвоении общеобразовательной программы, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить нам актуальность данной проблемы.
1. Причины возникновения дислалии
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Дислалия – это нарушение речи, которое обусловлено неправильным произношением отдельных звуков. Для данного речевого расстройства характерно отсутствие нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе.
Звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:
струя воздуха;
голосовые складки;
артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).
При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.
В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на: губные; зубные; передне и заднеязычные.
По характеру звука принято различать: свистящие; шипящие; сонсорные. При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».
В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
Органическая (механическая) дислалия связанна с нарушением артикуляционного аппарата анатомического происхождения, такие как, удлинение или укорочение подъязычной складки, неправильный прикус. Может быть вызвана травмой ротовой полости, наследственными факторами.
Функциональная дислалия, в свою очередь, п
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c.
2. Возрастная психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 c.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь . Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 1986. - 128 c.
5. Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И.Н. Горелов. - М.: Лабиринт, 2003. - 320 c.
6. Ефимов, О. И. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова. - М.: Диля, 2016. - 224 c.
7. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М.: РГГУ, 2007. - 566 c.
8. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 590 c.
9. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Академия развития, 2008. - 144 c.
10. Карелина И.Б. Диффренциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии //Дефектология, № 5, 2015
11. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2008. - Кн.5
12. Светлова, И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2003. - 256 c.
13. Слобин, Д. Д. Слобин. Психолингвистика. Дж. Грин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Либроком, 2009. - 352 c.
14. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 592 c