Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российскую Федерацию так же, как и многие другие зарубежные страны не обошёл стороной вопрос об охране прав и свобод граждан от незаконных и противоправных действий и решений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данная проблема всегда была и будет актуальной, поскольку правоотношения, в которых один из субъектов является обладателем властных полномочий, а второй представляет собой гражданина или организацию, изначально несут в себе определенные противоречия, которые порождает так называемый «перевес» в пользу стороны, являющейся более «сильной», обладающей властными полномочиями.
В случае нарушения органами публичной власти прав, свобод и законных интересов гражданина или юридического лица, одним из главных способов судебной защиты является административное судопроизводство.
После введения 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) законодатель впервые закрепил порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
С введением Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации появилось новое понятие в юридической практике – административный иск. В науке и практике данный аспект пока ещё недостаточно проработан и вызывает множество противоречий и дилемм. Несмотря на неоднозначность его применения, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации несомненно оказал огромное влияние на современную сложившуюся судебную практику.
Целью работы является выявление проблем теории и практики административного иска.
Задачами работы являются:
1) изучить понятие административного иска;
2) исследовать проблемные аспекты теории и практики административного иска.
В работе использовались труды таких авторов, как: В.Г. Гордеев, Ю.С. Казакова, Н.Е. Косач, М.И. Нетывченко, С.В. Нилова.
1. Понятие административного иска
Часть 1 статьи 4 КАС РФ на формально-юридическом уровне закрепила понятие административного искового заявления. Так, в соответствии с положениями указанной статьи каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.
Некоторые ученые отмечают, что «статья 4 КАС РФ вводит новый термин «административное исковое заявление». Такая формулировка указывает на публично-правовой характер спорных отношений и в то же время – на судебный порядок рассмотрения дела (в отличие от жалобы, которая более характерна для внесудебного обжалования). Право на обращение в суд с административным исковым заявлением, о котором говорится в ст. 4 КАС РФ, созвучно положениям о доступности административного судопроизводства в контексте ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита прав и свобод» .
Административному иску, конечно свойственны общие признаки, характерные для искового производства, к ним традиционно принято относить: 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны; 2) наличие спора о субъективном праве; 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.
Заключение
Подводя итог и анализируя процессуальную модель административного иска, можно выделить следующие его отличительные черты.
Во-первых, с помощью административного иска гарантируется защита субъективных публичных прав и законных интересов участников публичных правоотношений.
Во-вторых, целью административного иска является не только судебная защита, но и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения. Требования, изложенные в административном исковом заявлении, должны быть взаимосвязаны не только с оспариванием законности нормативных правовых актов, принятых решений, совершенных действий (бездействия) органов публичной власти, но и с запретом совершения определенных действий или возложением обязанности совершить какие-либо действия в интересах административного истца.
В-третьих, стороной административного иска всегда является лицо, обладающее властно-публичной компетенцией (орган, организация, должностное лицо).
В-четвертых, существует очевидная необходимость в использовании судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении административного спора, которые должны учитывать фактическое неравенство субъектов административных правоотношений и предусматривать, в том числе особенности доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. № 10. Ст. 1391.
2. Определением Приморского краевого суда от 14.01.2016 по делу № 33-211/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.03.2016 № 33а-1788/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.06.2016 № 33-4156/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Гордеев В.Г. Меры предварительной защиты административного иска в структуре института административного судопроизводства // Юность. Наука. Культура. 2019. С. 92-98.
6. Казакова Ю.С. Процессуальная модель административного иска // Актуальные проблемы юриспруденции: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2019. С. 15-19.
7. Косач Н.Е. Административный иск как процессуальное средство защиты нарушенных прав и законных интересов // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности Материалы III Международной научной конференции. 2018. С. 15-18.
8. Нетывченко М.И. Административный иск в административном судопроизводстве как способ защиты прав физических и юридических лиц // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 5 (21). С. 715-720.
9. Нилова С.В. Характерные проблемы, связанные с административным иском как способом защиты нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. С. 300-304.