Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму. Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными.
В настоящее время государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов. Естественно, что к числу таких относятся права и свободы человека, признание индивида перед обществом, учет именно личностных интересов всего народа, ориентирование государства на защиту этих прав, являются приоритетными и значимыми. Учет данных факторов может создать надежный и основной фундамент для формирования совместной мировой политики, которая ориентирована на полное, всестороннее развитие личности.
Цель контрольной работы – рассмотреть принципы и сущность правового государства.
Задачи:
1. Проанализировать идеи происхождения правового государства.
2. Рассмотреть понятие правового государства и принципы его функционирования на современном этапе.
1. Идеи происхождения правового государства
Теория правового государства – это синтез концептуальных идей и концепций ее природы, признаков, принципов, как демократического, социального государства в которой господствует право. Она является результатом мирового прогрессивного развития учений о государстве в пределах человеческого измерения и обще социальной справедливости.
Правовое государство представляет собой доктрину континентального европейского правового мышления, которая возникла в немецкой юриспруденции.
Правовое государство – это конституционное государство, в котором осуществление правительственной власти ограничено законом и часто связано с англо-американской концепцией верховенства права, но отличается от нее тем, что также подчеркивает то, что справедливо (т. е. концепция морального права, основанная на этике, рациональности, законе, естественном праве, религии или равенстве).
В правовом государстве власть ограничена, чтобы защитить граждан от произвольного ее использования. Граждане имеют законные гражданские свободы и могут пользоваться судами.
Расцвет теории правового государства берет свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о тождестве справедливых законов в государстве.
Основой, функциональной идеей, которая вошла в теорию правового государства является именно идея господства юридического закона, а не власти правителя. Один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей реформой воплотил идею объединения права и силу власти в господстве законов. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.
Вторым направлением идей, вошедших в теорию правового государства - концепция естественного права. Идея естественного права возникла в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто был сторонником идеи господства закона. Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны отвечать законы, которые происходят от государства.
Третьим направлением политико-правовой идеи, на основе которых постепенно формировалась теория правового государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о необходимости принадлежности народа верховной власти основал Мо-Дзи - китайский мыслитель V-IV вв. до н.э. 1, с. 23.
Существенный вклад в развитие теории правового государства привнесли разработчики концепции разделения власти. Впервые она была опубликована Аристотелем, который видел в государстве три элемента: законодательный орган, магистратуру, судебные органы. Концепция разделения властей начала формироваться в учениях Дж. Локка, который выделил законодательную, исполнительную и федеративную власть. На сегодня большинство исследователей различает три основные ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную [1, с. 109].
Заключительным этапом разработки конструкции правового государства является концепция господства права, в которой можно выделить две модели - англосаксонскую и романо-германскую. Англосаксонская модель основывается на том, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться сообразно законам, которые приняты с соблюдением предусмотренных процедур и устанавливают правила и обязанности граждан, их гарантии, и ни одно официального лицо не может защитить человека от установленной законом ответственности, если он нарушил закрепленные нормы. Романо-германский вариант обосновывает господства права в пределах разделения права и закона.
Заключение
В связи с современными тенденциями развития общества, реорганизацией общественного строя и государственных структур, вопросы формирования и функционирования правового государства, приобрели особую значимость в юридической науке. Это связано с поиском новых моделей политического и социального устройства общества и государства. При этом определяющим ориентиром построения новейшей государственности являются принципы правового государства, закрепленные в Конституции. В данной работе проведен анализ развития концепции правового государства и ее основополагающих характеристик, показана, целостная система взглядов на феномен правового государства и его особенность каждой из стран. Среди основных элементов, составляющих основу правового государства можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского общества.
Кроме основополагающих принципов правового государства, проводится также их исследование как определенной системы. Основное ядро этой системы составляет принцип приоритета прав и свобод личности. Он является детерминирующим для всех остальных принципов, оказывая определяющее влияние на всю деятельность государства и его потенциальные возможности. Именно приоритетное признание всех прав и свобод личности, обязанность их соблюдения, законодательное закрепление, демонстрирует реализованность концепции правового государства и декларирует соответствующие цели и задачи. Все остальные принципы выступают гарантами первого и могут реализовываться только в условиях его признания.
В связи с этим правовое государство, построенное на принципе верховенства закона, который всегда считался первоочередным, меняет определение. Ценности личности, гуманистическая направленность целей и задач развития государства и общества определяют в качестве основного принципа именно права и свободы человека. В связи с этим создание системы политических, юридических гражданских и общественных гарантий, обеспечивающих действительность этих конституционных положений, взаимная ответственность государства и личности, составляют процесс формирования правового государства. Развитие и совершенствование законодательства направленного на формирование новой по существу правовой системы, выступает одной из важнейших задач государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Дробязко С. Г. Общая теория права: учебное пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 3-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2018. – 484 с.
2. Ильин И.А. О сущности правосознания // Сочинения в 2-х т. – Т. 1. Философия права. – М. : Изд. Моск. философский фонд. Изд-во «Медиум», 2013. – 214 с.
3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник/ С. А. Комаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
4. Котляревский С. А. Власть и право. Проблемы правового государства / С. А. Котляревский. – М.:Мысль, 2013. – 421 с.
5. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. – Т. 2. Теория права / отв. ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2015. –416 с.
6. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. – 560 с.
7. Торлопова В. Социальное государство: сущность и генезис / В. Торлопова // Человек и труд. – 2008. – № 5. – С. 10.
8. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. – М.: Юрлит, 2011. – 368 с.
9. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие / В. Н. Хропанюк. – М.: Наука, 2015. – 384 с.