Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1
Составьте рекомендации начальнику отряда по учету психологических особенностей осужденных женщин при осуществлении педагогического воздействия.
С учетом индивидуально-психологических особенностей у одних осужденных женщин имеется антисоциальная направленность, у других положительная установка. Эффективность воспитательной работы, проводимой с осужденными женщинами в период отбывания наказания, показывает возможность исправления осужденной, постановка на правильный жизненный путь. Повышенное внимание уделяется возможности исключить совершение повторных преступлений лицами женского пола. Рассматриваются социально-демографические, социально-ролевые, нравственно-психологические свойства, присущие женщинам, совершившим преступления и впервые, и при пенитенциарном рецидиве.
Личность осужденной женщины по своей структуре обладает тремя основными элементами: социальный статус (так называемые социально-демографические признаки), социальные функции (социальные роли) и нравственно-психологические установки 4, с. 72.
Попадая в места лишения свободы впервые, женщина вынуждена пребывать в определенной среде, общаться с ограниченным кругом лиц, обязана подчиняться режиму учреждения, приспосабливаться к определенным традициям, правилам, взглядам, сложившимся в конкретном учреждении, то есть к криминальной субкультуре. В этой связи женщины, впервые попавшие в места лишения свободы, в большинстве случаев испытывают психологические и моральные проблемы, связанные с первичной адаптацией (неготовность и нежелание следовать неформальным нормам поведения, принятым в местах лишения свободы) 2, с. 76.
Подавляющее большинство лиц, как впервые привлекаемых к уголовной ответственности, так и «рецидивисток», неразрывно связано с возросшим числом лиц, принимающих наркотические и психотропные вещества.
при осуществлении педагогического воздействия необходимо учитывать ряд психологических особенностей осужденных женщин:
1. Очень важно установить факторы, способствующие формированию личности женщины с антиобщественной установкой. В этом случает акцент делается на благополучии семьи, в которой росла девочка. К сожалению, если в семье неблагополучие, следовательно, негативные фоновые явления могут способствовать становлению личности с криминогенными установками. Эта проблема может отразиться и на дальнейшей семейной жизни.
2. Относительно семейного положения, к сожалению, семьи осужденных женщин распадаются интенсивнее, в отличие от мужчин. Обращая внимание на преступниц женского пола - большинство из них не замужем либо разведены.
Образовательный и профессиональный статус осужденных женщин существенно не высок. В качестве причины можно предположить отсутствие у преступниц благополучного детства, когда родители алкоголики, либо лишенные родительских прав и тем самым воспитывались бабушками, а также ввиду недостатка денежных средств.
3. Женщины представляют собой «трудный контингент» вследствие высокой эмоциональности, распространенности среди них психических расстройств, нарушений со стороны поведения, нередко вследствие перенесенного физического и сексуального насилия. Однако тюремный персонал находит женщин более «трудными» в наблюдении лишь потому, что женщины задают больше вопросов, чаще обращаются к начальству, стремятся объяснить свое поведение, доказывая свою правоту и оспаривают решения.
4. Довольно часто среди женщин, отбывающих наказания присутствует феномен суицида, то есть острое эмоциональное состояние, вызванное особенными, затрагивающие психику личности травмирующими обстоятельствами 10, с. 36.
Идя на такой масштабный для личности кризисный поступок, можно сказать, что человек не может выйти из сложившейся ситуации иным путем. Это означает, что приобретенный жизненный опыт не может подсказать решение сложных ситуаций другим путем. К сожалению, личность считает данную ситуацию безвыходной. Для осужденной женщины психологический кризис может возникнуть внезапно, но чаще всего душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции.
Поэтому важной составляющей при нахождении осужденных, подозреваемых, обвиняемых женского пола в условиях следственного изолятора является психологическое сопровождение, а именно индивидуальный подход и помощь психологов, профессиональная интуиция специалиста.
5. До сих пор остается дискуссионным вопрос о приоритетном влиянии генотипа личности либо условий окружающей среды на формирование криминогенной установки личности. Сложность возникает при исправлении в условиях изоляции лиц женского пола, так как к сожалению в УИС не обращается внимание на генетические особенности женщины. В качестве косвенных обстоятельств необходимо учитывать и региональные факторы, а именно особенности той или иной местности. Чем больше будет установлено гармонии между окружающей средой и личностью, тем, думается, успешнее будут происходить положительные изменения в сознании и психике личности осуждённой женщины 10, с. 37.
Задание № 2
1. Исполнение уголовного наказания направленно на коррекцию поведения осужденных, ресоциализацию их личности. Применение педагогических знаний в деятельности психолога необходимо для эффективного изучения личности и воспитательных воздействий на осужденных различных категорий.
Вопросы:
А) Какие педагогические знания составляют научную основу воспитательного процесса с осужденными?
Особенности процесса обучения отражают объективные, общие и существенные, устойчивые и необходимые, а также повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.
Как научные законы и закономерности они определяются при соблюдении следующих условий:
четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;
исследованы вид, форма и характер этой связи;
установлены пределы действия (проявления) связи [2, с.420].
Установлено, что законы и закономерности являются главными компонентами научной теории и составляют основу воспитательного процесса. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждения также строится в соответствии с определенными закономерностями. Основными принято считать следующие:
1. Обусловленность содержания процесса воспитания, его цели и задач от характера и уровня развития общества. Это значит, что содержание процесса исправления осужденных зависит в целом от развития государства, его общественных отношений, развития экономики, отношения власти к осужденным и необходимости организации пенитенциарных учреждений, подготовки кадров для работы с осужденными, направленной на их исправление.
2. Закономерность, определяющая зависимость исправления личности от социальной среды исправительных учреждений, внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс исправления. На формирование и развитие личности человека существенное влияние оказывает общество, среда и непосредственно люди его окружающие. Среда, в которую попадает человек, а в нашем случае осужденный, во многом определяет его дальнейшую направленность – направленность на исправление или на дальнейший путь преступной жизни. Кроме этого важным, определяющим дальнейший процесс развития личности преступника, отбывающего наказание, и содержание процесса его исправления является личностный фактор, личностное отношение, желание противостоять отрицательному влиянию среды или, наоборот, поддаться ее влиянию.
Большую роль в эстетическом воспитании осужденных женщин играет существование на территории учреждения литературного кружка «Любителей книги». В рамках данного кружка проводятся конкурсы чтецов, читательские конференции, тематические лекции по творчеству знаменитых писателей как отечественных, так и зарубежных, просмотры киноэкранизаций знаменитых произведений, обсуждение книг, фильмов 3.
В ФКУ ИК-1 женщины, осужденные к лишению свободы, большое внимание уделяют своему внешнему виду. Так, в стенах учреждения функционирует парикмахерская, где осужденным за определенную денежную сумму могут сделать себе новую стрижку и покрасить волосы. Также они стремятся поддерживать себя в хорошей форме, чему способствует активная спортивная деятельность. Для этого в учреждении по инициативе осужденных проводятся спортивные соревнования по волейболу и спартакиады.