Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня сотрудники органов внутренних дел работают с масштабным комплексом задач, которые перед ними ставит социум и государство. Это защита жизни, здоровья, прав и свобод населения РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. Это и противодействие преступности, и охрана порядка, собственности, обеспечение безопасности в общественном плане.
Поскольку сотрудники органов внутренних дел находятся на «острие» в борьбе с преступностью, важно наличие у них нравственной безупречности и личной скромности.
Поэтому деятельность сотрудников органов внутренних дел считается специфичной и связана с набором требований к их профессиональным и личностным качествам [9].
На всех этапах работы и развития правоохранительных органов была и остается важной направленность создания профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел [5].
До начала 90-х годов прошлого столетия вышеперечисленная задача решалась в рамках политической и воспитательной работы, которая проводилась в органах милиции. Последние десятилетия политическая и воспитательная работы становится историческим достоянием, ее место занимают разные виды моральной и психологической подготовки (профессионально-психологическая, психофизиологическая и пр.). [10].
Целью данной работы является рассмотрение морально-психологической подготовки как ведущего вида психологической подготовки сотрудников.
Задачи:
1) Характеристика соотношения морали и права;
2) Описание задач, функций и проблем морально-психологической подготовки сотрудников ОВД.
1 Сущность морали. Соотношение морали и права
Перед тем, как разбирать сущность морально-психологической подготовки, обратимся к понятиям морали.
Термин «мораль» связана с латинским термином «mores» - «нрав, обычай, характер». Мораль очень тесно перекликается со словом «нравственность».
Само понятие морали представляет собой сложное явление. В повседневности мораль – это определенная общность правил, норм поведения, которые направляют и регулируют поведение людей [1]. Но в чем же тогда отличие морали от правил техники безопасности, права и пр.
Специфика морали состоит в том, что предписания морали универсальны, общечеловечны и применимы в самых разных ситуациях.
Кроме того, мораль базируется на авторитете мнения социума и на нравственных убеждениях определенного индивида. Самих норм морали можно выделить огромное множество. Это могут быть самые простые и самые обобщенные нормы.
Но и в нравственной жизни должны существовать определенные авторитетные ориентиры – Высшие Ценности, которые бы давали направление жизни общества и индивида [2].
Моральное поведение – это не механическое исполнение определенной структуры предписаний. Высшие Ценности – это сама жизнь человека, гармония, порядок, свобода, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Благодаря Высшим Ценностям наша жизнь наполнена полнотой и духовностью, особыми смыслами. Вежливым может быть и преступник. Но полноценная жизнь с высокими ценностями доступа только человеку, который соответствует в своем поведении с Высшими Ценностями.
Еще один подход к исследованию морали – натуралистический. Данный подход рассматривает мораль с точки зрения эволюции животного мира. Данный подход характерен для трудов Ч. Дарвина (ученый говорил о том, что совокупность чувств человека есть у животных в зачаточном и развитом состоянии), Г. Спенсера, П. Кропоткина и пр. Ч. Дарвин, например, говорил о том, что собаке присуще чувство почтения своему хозяину. П. Кропоткин отмечал, что нравственность – это развитие инстинкта общительности. Нравственный процесс, считал П. Кропоткин, начался уже в животном мире и передался человеку. Поэзия, искусство «облагородило» нравственный процесс и досталось человеку уже в более совершенном виде.
Также о зачатках нравственности у животных говорил и религиозный философ В. С. Соловьев. Он говорит, что животным присущи чувства сострадания и жалости. О подобном говорили Ч. Шеррингтон, Д. Мак-Фарленд, П. В. Симонов. Последние ученые говорили о том, что альтруизм способствует сохранению и развитию вида. Но, так или иначе, натуралистические подходы к морали являются редукционными, связаны с низведением высшего к низшему.
Широкое распространение имеют направления социальной природы морали. В этих теориях нравственные ценности подменяются интересами социума в целом и интересами различных групп в обществе. Нравственные ценности в таких теориях связываются с настоящими потребностями людей и групп в обществе.
Что же касается структуры морали, то здесь можно сказать следующее. Как правило, современные ученые выделяют в морали две самостоятельные области:
1) Моральное сознание;
2) Нравственная практика (реализация нравственных идей, чувств).
Моральное сознание является сплавом чувств, представлений, выражающее наиболее сильные стороны существования человека – взаимоотношения человека с другими людьми, с социумом. Это выражается в понятиях добра и зла, справедливости, совести и пр. [1].
Моральное сознание может быть индивидуальным и общественным.
Если рассматривать индивидуальную мораль, то еще во времена античности выделяли в душе человека три части:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Душкин А.С. Морально-психологическая подготовка сотрудников полиции психотехнологиям и приемам саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний при выполнении оперативно-служебных задач//Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сб. матер. междунар. науч.-практ.конф. - Воронеж, 2012.
2) Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.,1998.
3) Кубышко В.Л. Актуальные проблемы развития психологической работы в системе морально-психологического обеспечения//Вестник кадровой политики. 2010. № 2.
4) Лукичев О.В., Стебенева Е.В. Антикоррупционный стандарт поведения государственного и муниципального служащего//Вестник кадровой политики. 2012. № 1.
5) Малкова Т.В. Патриотическое воспитание как значимый аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел//Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф.- Воронеж, 2012.
6) Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. - М., 1995.
7) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
8) Организация информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. - М., 2012.
9) Система работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. - М., 2012.
10) Черненилов В.И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность и проблемы становления в органах внутренних дел//Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. - М., 1992.