Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Построение научной теории обычно начинается с введения строгих и точных понятий, которые отражают в наиболее обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений к отношения межу ними.
Нередко под понятиями подразумевают системы знаний, представляющих собой фрагменты тех или иных теорий.
Согласно утверждению одних авторов, наиболее широким является понятие «спортивное достижение», а производными от него – понятия «спортивный результат», «спортивный рекорд»- Другие утверждают, что понятие «спортивный результат» по объему и по содержанию шире, чем понятие «спортивное достижение». Третьи нередко эти понятия отождествляют, считая их синонимами.
Однако, как правило, о результате говорят при любом исходе деятельности, пусть даже этот исход будет положительным, отрицательным или нулевым.
О достижениях же обычно говорится только в позитивном смысле. Учитывая это, есть основание полагать, что в качестве исходного базового понятия необходимо рассматривать «спортивный результат». Оно является наиболее широким, ему подчинены и из него выводятся многие другие понятия - «спортивные достижения», «спортивный рекорд», «спортивный успех», «спортивная победа» и др. Таким образом, анализ данных понятий в теории спорта является актуальным вопросом.
Цель работы – изучение понятий «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд» и их отличительных признаков и взаимосвязи.
Задачи реферата:
1. Охарактеризовать отличительные признаки и взаимосвязь понятий «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд».
2. Проанализировать факторы, определяющие достижения спортивных результатов.
1. Отличительные признаки и взаимосвязь понятий «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд»
В теории психологической деятельности различают результаты спортивной деятельности и спортивные результаты. Разумеется, это разные понятия, хотя и тесно взаимосвязанные между собой. Первое является более широким по сравнению со вторым, так как соотносится с деятельностью спортсмена в целом, а второе - только с его деятельностью во время спортивных соревнований 6, с. 118.
Анализируя отличительные признаки понятий «спортивный результат» и «спортивное достижение» следует отметить, что понятие спортивного результата шире, понятия спортивного достижения, так как достижение означает, в строгом смысле этого слова, не каждый результат, который демонстрируется спортсменом либо спортивной командой в ходя неоднократных выступлений в соревнованиях, а лишь те, результаты, которые превосходят предыдущие.
Заключение
Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широкими среди данных понятий является понятие «спортивный результат».
Спортивный результат – это качественный или количественный уровень показателей в спорте. Общим для всех видов спорта положением, определяющим истинность спортивного результата является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.
В зависимости от специфических особенностей вида спорта спортивный результат может быть выражен различными показателями: победой, одержанной в отдельном состязании или их серии (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); единицами измерения времени, пространства и массы (плавание, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.); числом баллов, набранных спортсменом по оценкам судей (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.)
Спортивные достижения это не одно и тоже, что спортивный результат. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждые из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. В каждом конкретном случае спортивные достижения определяются одаренностью спортсмена, эффективностью реализованной системы подготовки. Спортивные достижения являются показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.
Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд».
Спортивный рекорд – это наивысший результат в отдельном виде спорта, который признан в РФ, достигнутый на спортивных соревнованиях при условии соблюдения правил проведения соревнований по этому виду спорта. Спортивный рекорд измеряется по показателям, которые отражаются в единицах измерения длины, высоты, веса, времени, очков, баллов, коэффициентов и т. п. и имеют их аналогичную фиксацию в международной федерации (ассоциации) по виду спорта.
Необходимо отметить, что спортивный рекорд – это не просто не просто высшее абсолютное достижение спортсмена или команды. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, психолога и т.п.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: учебное пособие / Б.В. Евстафьев – СПб : Питер, 2015. – 124 с.
2. Коренберг В. В. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие. / В. В. Коренберг. – М.: Советский спорт, 2004. – 340 с.
3. Куроченко И.А. Физическая культура и спорт: Информационно-методический справочник по вопросам физической культуры и спорта / И.А. Куроченко. – К.: Наука, 2014. – 184 с.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев. – М.: Известия, 2011. – 334 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоертико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 544 с.
6. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение. / В. Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
7. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Т.П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. – М. «СААМ», 1995. – 445 с.
8. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебн. для студ. высш. пед. учебн. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. И. Портнов, В. П. Савин, А. В. Масаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. И. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 520 с.
9. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. вузов физ. воспит. и спорта: В 2 т. / За ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. Методы физического воспитания различных групп населения. - К.: Олимпийская литература, 2018. – 368 с.
10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. Л. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 480 с.