Фрагмент для ознакомления
2
I. Метрика.
ВЫрвал; /(цезура) enj но мЕдных, другИх побеждЕнного пЫшных доспЕхов
-UU/-UU/-UU/-UU/-UU/-U
С персЕй совлЕчь не успЕл:
UU/-UU/-UU/-UU/-UU/-U
enj /(цезура) осЫпали троЯнские стрЕлы.(Трехстопный хорей)
_UU/_UU/_U
НЕ бЫли бОлее гИбки и нОги его, чтОбы бЫстро
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU
enj ПрЯнуть ему за свОим кОпием иль чужОго избЕгнуть: /(цезура) (Четырехстопный Дактиль) _UU/_UU/_UU/
СтОйкою бИтвой, упОрною пАгубный дЕнь отражАл он; /(цезура)
_U/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
НОги не скОро неслИ, чтоб ему убежАть из сражЕнья;
_UU/_UU/U_UU/_UU/_U
МЕдленно Он уходИл. /(цезура) ДЕифоб в уходИвшего дрОтик
UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
enj СнОва послАл: на негО он пылАл непрестАнною злОбой.
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
И прокИнул он снОва; /(цезура) но мЕдь АскалАфа постИгла,
_UU_UU_UU/_UU_UU_U
enj СЫна АрЕя; /(цезура) плечО совершЕнно убИйственный дрОтик
_UU//_UU/_UU/_UU_U
enj ПрорвАл, и в прАх он упАвши, хватАет ладОнями зЕмлю.
UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
/(цезура) ДОлго не вЕдал ещЕ громозвУчный АрЕй истребИтель,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
Что воИнственный сЫн его пАл на сражЕнии бУрном:
UU/_UU/_UU/_UU/_U/_U
Он на ОлИмпа главЕ, под златЫми сидЕл облакАми,
UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
enj ЗЕвса всемОщного вОлей обУзданный, где и другИе
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
enj БОги сидЕли бессмЕртные, им удалЕнные с брАни. /(цезура)
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
ВОины вкрУг АскалАфа бросАлися в бОй рукопАшный.
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
Тут ДеифОб с головЫ АскалАфовой шлЕм светозАрный
UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
enj СорвАл; но вдруг МериОн, налетЕвши, подОбный АрЕю,
U/_UU//_UU/_UU/_UU/_U/
enj ХИщника в рУку копьЕм поразИл; из рукИ ДеифОба
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
enj Шлем дыроОкий истОргся и об зЕмлю звУкнул упАвший.
UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
СнОва герОй МериОн, на врагА налетЕвши, как Ястреб,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
enj ВЫрвал из мЫшцы копьЕ, у негО растерзАвшее тЕло,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U
И к сподвизАвшимся внОвь отступИл; enj а Полит ДеифОба,
UU/_UU/_UU/_UU/_U_U
enjБрАт уязвлЕнного брАта, под грУдью рукАми обнЯвши,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
ВЫвел из шУмного бОя, до сАмых конЕй провожАя:
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
БЫстрые кОни его, позадИ ратобОрства и сЕчи,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
ЖдАли, с вознИцею вЕрным и с пЫшной стоЯ колеснИцей;
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
К грАду они понеслИ ДеифОба; жестОко стенАл он,
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
enj БОлью терзАемый; крОвью струИлася свЕжая рана.
_UU/_UU/_UU/_UU/_UU/_U/
Шестиметровый стих
Старославянизмы – перси, прянуть, ведал, стенал, златыми, брань, сраженья, сеча
Архаизмы -перси, прянуть, возница
Историзмы – доспехи, копье, колесница
Диалектизмы – своим копием, звукнул
II. Торжественный эпический стиль.
Часто Гомер прибегает к сравнениям, эпитетам, восхвалению красоты, сильных и мужественных, благородных качеств богов.
Зевс часто ассоциируется с молнией и природными силами (XIII, 242: Он устремился, перуну подобный, который Кронион), с солнцем (Крик их взаимный дошел до эфира и светов Зевеса – XIII, 837). громом (Если под громом Кронидовым грозная степью несется – XIII, 796) и молнией (Он устремился, перуну подобный, который Кронион)
Ибо в засадах опасных мужей открывается доблесть (XIII, 277)
Ощущения эмоциональные и тактильные, которые использует Гомер: (XIII, 650-654)
Но Мерион на бегущего медной стрелою ударил;
В правую сторону зада вонзилась стрела и далёко,
Острая, в самый пузырь, под лобковою костью, проникла.
Там же он скорчась присел и, в объятиях другов любезных
Дух испуская, упал и, как червь, по земле протянулся
Также Гомер применяет обилие сравнений:
Мерион вместе с Идоменеем сравниваются с Аресом и Ужасом (XIII.295–305):
Рек, — и Молид, повинуяся, бурному равный Арею,
Быстро из кущи выносит копье, повершенное медью,
И за вождем устремляется, жаждою битвы пылая.
Словно Арей устремляется в бой, человеков губитель,
С Ужасом сыном, равно как и сам он, могучим, бесстрашным…