Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и основные элементы административно-правового статуса человека и гражданина Российской Федерации 5
1.2 Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления 7
1.3. Гарантии реализации прав, свобод и законных интересов граждан в административно-правовых отношениях 10
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 12
2.1. Общая характеристика юридического механизма защиты прав и свобод граждан и его особенности в административных правоотношениях 12
2.2. Роль и значение юрисдикционной защиты в механизме реализации административно-правовых гарантий 15
2.3. Гарантии прав и законных интересов граждан как субъектов административной ответственности 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РФ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, ЛИЦ С ОСОБЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ (ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ, СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И ПР.) 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации стало отправной точкой на пути формирования в России демократического правового государства. На первый план в Основном законе выдвинуты права и свободы человека и гражданина.
Исходя из ст.2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Результат обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере государственного управления зависит в большей части от гарантий. Задачи современного государства заключаются в обеспечении гарантий реального осуществления прав граждан всеми доступными способами.
Нормами административного права создаются конкретный порядок по государственному управлению и в том числе в области гарантий прав и свобод граждан. Исходя из этого, в системе гарантий основное значение имеют административно-правовые гарантии.
Административно-правовой статус гражданина имеет весьма существенное значение в структуре общего правового статуса личности. Он приобретает принципиальное значение для самореализации гражданина, а также для выстраивания им нормальных взаимоотношений с органами государственной власти и управления, их уполномоченными должностными лицами. С реализацией своего правового статуса сталкивается любой человек, например, при предоставлении гражданину тех или иных государственных услуг, при защите гражданином своих личных (субъективных) прав от мер административного воздействия.
В связи с этим крайне важным представляется изучение регламентации различных механизмов защиты прав человека.
Целью работы является изучение основных административно-правовых гарантий реализации прав человека и гражданина и формулирование основных черт механизма их действия.
Задачи исследования:
1. Определить понятие административно-правового статуса граждан Российской Федерации.
2. Исследовать механизм действия гарантий реализации прав человека и гражданина в административных отношениях.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Теоретическую базу составили учебники, монографии, публикации в периодической печати.
Особенности структуры работы. Выбор структуры контрольной работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование современной административно-правовой доктрины происходит через осмысление постоянно идущих реформ в системе государственного управления.
Наблюдаемые в настоящих условиях демократизации и гуманизации тенденции в развитии административно-правовой доктрины свидетельствуют о том, что предстоит выработать и реализовать систему принципов и концепций в контексте обеспечения служебной роли административно-правового регулирования по отношению к личности через укрепление административно-правового статуса человека и гражданина и реализацию прав и свобод в сфере управления.
Вполне очевидно, что только обладание правами, а также возложение обязанностей на гражданина в сфере административно-правовой действительности, по сути, ничего не дает. Необходим механизм реализации соответствующих прав и обязанностей и от того, насколько он оптимален, учитывает сложные жизненные и управленческие ситуации, зависит эффективность функционирования органов государственной власти и управления, в том числе и работающих в сфере внутренних дел.
Совершенствование механизма реализации административно-правового статуса гражданина должно осуществляться в направлении развития элементов, обеспечивающих реализацию возможности воспользоваться принадлежащим ему правом в случаях, когда должностное лицо не обеспечило принятие решения в установленном порядке и в установленные сроки.
Сущность административно-правового статуса гражданина выявляется в процессе реализации прав и свобод и выражается в их гарантиях, которые материализуются в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
Административно-правовой статус человека понятие очень широкое, и включает в себя как права граждан России, так и права иностранных граждан и лиц без гражданства. Граждане России на территории Российской Федерации имеют наибольшее количество прав.
Правовой статус личности подразумевает всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, которые предусмотрены в принципах и нормах всего Российского законодательства.
Независимо от того в каком государстве находится человек, в месте своего постоянного жительства или пребывания он является свободным существом, и находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, и государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Административно-правовая охрана прав, а также свобод граждан регламентируется положениями административного законодательства регулирующие правила реализации прав граждан на государственную службу, образование и т.д.
Эти положения должны оберегать жизнь, а также здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, определяют порядок поведения в общественных местах, правила дорожного движения и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
Научная литература
4. Адмиралова И.А. Статус граждан как субъектов административного права и роль полиции в его обеспечении // Административное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 430 - 439.
5. Артамонова Г.К. Человек и система государственного управления (теоретический и организационно-правовой аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2007. 46 с.
6. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.
7. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.
8. Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.
9. .Дзьоник Д.В. Административная ответственность юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства // Миграционное право. 2017. N 3. С. 7 - 12.
10. Диноршоев А.М. Понятие административно-правовой защиты прав человека и формы ее реализации в Республике Таджикистан // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 65 - 68.
11. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.
12. Нилова С.В. Защита субъективных прав и интересов посредством административного иска // Администратор суда. 2018. N 1. С. 54 - 56.
13. Ноздрачев А.Ф., Стародубова О.Е. Административно-правовые режимы: современное содержание и тенденции развития // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 146 - 153.
14. Серов А.С. К вопросу о правовом статусе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении // Административное и муниципальное право. 2014. N 5. С. 425 - 429.
15. Синюгин В.Ю. Административно-правовые гарантии в системе условий и средств реализации прав граждан // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 3. С. 3 - 9.
16. Степанова О.А. Административный процесс и административная юрисдикция: понятие, признаки, соотношение // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 2. С. 195 - 203.
17. Стремоухов А.В. Право человека на защиту и формы его защиты в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 1. С. 9 - 19.
18. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Административно-правовые механизмы защиты прав человека в зарубежных государствах // Административное право и процесс. 2017. N 9. С. 50 - 53.
19. Юрицин А. Е. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2005. – 22 с.