Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социологическое исследование - процесс, складывающийся из последовательных методических, методологических и организационно-технических действий, которые связывает единая цель – получение точных данных об изучаемом явлении, которые можно применять в дальнейшем в практических целях. Социологическое исследование складывается из трех этапов. Это разработка программы и выбор приемов исследования; проведение эмпирического исследования; обработка данных, анализ, формирование выводов, написание отчета.
Прикладное социологическое исследование обычно является эмпирическим. Оно ориентируется на практическое решение задач общества, часто ограничивается поиском пути разрешения определенной проблемы в конкретных условиях и на конкретной социальной объекте. В ходе такого исследования ранее полученные теоретические знания используются в готовом виде при анализе собранных данных, интерпретации понятий, составлении программы, научного отчета по исследованию и т.д. Главную роль играют вполне конкретно сформированные деловые рекомендации, а не теория.
Конкретное социологическое исследование понимается как планомерное использование научных методов для изучения конкретного фрагмента реальности, касающейся жизни общества. Такое исследование осуществляется на всех уровнях социологической науки. На базовом уровне социологии такие исследования называются конкретными. Они носят четкую практическую направленность. При этом вполне могут быть подчинены и целям научного изучения социума.
1.Наука социология
Социология – это наука, изучающая общество и системы в нем, а также его составные закономерности функционирования, развитие социальных институтов, общности и отношения в них. В широком понимании эта наука занимается исследованием общества, раскрывает его механизмы действия, строение и эволюцию структуры, ее составных элементов, а также обращает внимание на закономерность действий социального характера человека в массах и личное отношение к этим массам.
Предметом социологии может выступать любое социальное явление. Данная наука собирает их вместе и обобщает. Прикладное эксплуатирование позволяет создавать социальные прогнозы и при их помощи управлять явлениями такого характера. Социология взаимодействует тесно с психологией, культурологией, антропологией и т.д.
Момент возникновение социологии трудно определить, а ее проявление можно наблюдать еще в начале истории человечества. Ибн Хальдун (1332-1406) считается одним из отцов-основателей социологии, так как он был одним из первых людей, попытавшихся объяснить с научной точки зрения причины явлений социального характера в обществе и занимавшийся их сравнением с разными цивилизациями. Очень часто социологию определяют, как современную науку, возникшую на Западе. Ее расценивают как форму знания, повествующую о проблемах морального характера в мире нашего времени.
Предположительно, в восемнадцатом веке произошло разделение общей области исследований этой науки на теоретическую и политическую. Это было обусловлено спадом развития придворных мужей и появлением общества в гражданской форме, а также открытием социальности как специфической формы реальности в частных сферах. Развитие социологии совпало с возникновением объектов, изучением которых она занимается. Понятие социологии было впервые использовано французским политическим деятелем Э.-Ж. Сийейсом в 1780г. Однако научным термином его определил Огюст Конт, а произошло это 27 апреля 1839 г. Социология в России начала зарождаться в середине девятнадцатого века. В связи с наличием и возрастанием острых общественных проблем была создана социологическая теория, которая в скором времени не уступала европейским. Огромное влияние на эту науку в России оказали работы Конта, Вебера и Дюркгейма. Среди известных отечественных ученых можно выделить Ковалевского, Мечникова и Михайловского.
Социология – это наука изучающая общество, в его широком понимании. Взгляд на мир сквозь призму данной науки имеет свои особенности и довольно сильно отличается от стандартного набора представлений. Питер Бергер описывал социологические подходы, как умение видеть общее в частной форме. Каждый человек является индивидуальной личностью, но всем нам свойственны и общие поведенческие характеристики и модели.
Другими словами, мышление социального характера появляется в момент понимания принципов воздействия общих категорий на личную жизнь. Социологическое воображение определяется, как умение мысленно отвлекаться от личного повседневного опыта. Такая способность помогает по новому оценивать те вещи, которые мы воспринимаем как очевидные и вследствие отказываться от общепринятых представлений.
Другой особенностью является умение осознавать причины возникновения социальных и культурных различий в социумах, а также оценка возможностей и препятствий, регулярно появляющихся в жизни. Кроме того, социологическое воображение побуждает индивид к деятельности в рамках социума и политики, дает возможность воспринимать чужой образ жизни и понимать его.
Предметом социологии можно определить общее количество существующих отношений социального характера.
Однако даже на этом пункте появляются расхождения в суждениях фундаментального характера. Такие явления представляют собой социологические дилеммы теоретического типа. Главной проблемой социологии можно назвать изучение соотношения человеческого действия со структурой общества, в котором оно наблюдается. То, что стало дилеммой в социологии, занимается отражением базового противостояния детерминизма и свободы, субъективизма и объективизма, макро и микро. Главный вопрос в том, может ли индивид самостоятельно контролировать условия своей жизни или его действие это лишь следствие влияния внешнего социального вмешательства. Также постает вопрос о том, является ли социум результатом деятельности людей, или наоборот, социум создает определенный род намерений и возможностей группового и индивидуального характера. Проблема социологии здесь раскрывается в двойственности суждений, что обусловлено наличием у каждого человека, индивидуальной формы восприятия этой реальности и трактовки информации получаемой из нее.
Сторонники интеракционизма считают, что социологическим предметом выступает действие социального характера. Последователи Дюркгейма воспринимают структуру общества, как модель общепринятых поведенческих и формальных правил, которые вызывают ограничение в свободе действия.
Суть второй дилеммы заключается во взаимосвязи разности способов решения используемых по отношению к конфликтам в общественных массах. Некоторые ученые считают, что в обществе постулируют гармония, упорядоченность и преемственность, а другие убеждены в том, что социум представляет собой конфликтное поле, где часто сталкиваются скрытые интересы индивидов. Еще одной проблемой считается взаимоотношение социальной структуры и изменениями проблем, обусловленных социальным развитием общества. Из этого следует, что социология – это наука, изучающая общество и разнообразные явления в нем, их влияние и воздействие на структуру социума и индивида. Однако, по факту, нет точного определения этой науки, которое могло бы удовлетворить способ ее восприятия сразу всех субъектов исследующих ее и исследуемых.
Социология, как наука, изучающая человека, имеет определенные методологические свойства и особенности. Здесь нет сменяющихся парадигм, как в экономике или антропологии. Эта наука пользуется понятийными рамками и методологическими подходами, для того чтобы изучить социальную природу человека. Любое исследование направлено на получение ответа на вопросы: о форме познания реальности социального типа и об ее происхождении. Соц. реальность определяется рядом явлений материального типа, или общей совокупностью идей. Восприятие с материальной точки зрения свойственно натурализму, а с идейной, указывает на идеалистические позиции, постулирующие о способностях человека размышлять.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова, Елена Методика социологических исследований / Елена Акулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 256 c.
2. Альберт, Иванович Кравченко Методология и методы социологических исследований. Учебник для бакалавров / Альберт Иванович Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 488 c.
3. Анатолий, Васильевич Меренков Методика социологического исследования. Выборочный метод. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: моногр. / Анатолий Васильевич Меренков. - М.: Юрайт, 2016. - 242 c.
4. Готлиб, А. С. Качественное социологическое исследование. Познавательные и экзистенциальные горизонты / А.С. Готлиб. - М.: Флинта, 2014. - 869 c.
5. Дудина, В.И. Методология и методы социологических исследований: моногр. / В.И. Дудина. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2014. - 783 c.
6. Климантова, Галина Ивановна Методология и методы социологического исследования. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ / Климантова Галина Ивановна. - М.: Дашков и К°, 2014. - 480 c.
7. Методология и методы социологических исследований. Учебник. - М.: Издательство СПбГУ, 2014. - 388 c.
8. Оганян, К.М. Методология и методы социологического исследования. Учебник для академического бакалавриата / К.М. Оганян. - М.: Юрайт, 2016. - 384 c.
9. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX - первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. - М.: Алетейя, 2016. - 785 c.
10. Шингарев, А. И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда. Статистико-социологические исследования в дореволюционной России / А.И. Шингарев. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 230 c.
11. Штейнберг, И. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг. - М.: Алетейя, 2014. - 184 c.