Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социализация - это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление свойственных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а формирующий личность целостный процесс. Процесс социализации преобразует человеческого индивида всесторонне.
Социализация - это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, который становится неотъемлемым компонентом индивида.
Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.
Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.
Актуальность данной темы в том, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, она формирует ценностные ориентации, изменяет внешнее поведение, помогает человеку приобрести определенные навыки, мотивирует поведение.
Цель работы - исследование социализации личности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, сущность и виды социализации;
- рассмотреть виды и основные факторы социализации личности;
- проанализировать средства и механизмы социализации личности, определить ее агентов.
1 Понятие, сущность и этапы социализации
Социализация - это развитие и самотрансформация человека в процессе усвоения и воспроизводства культурных ценностей, происходящие во время взаимодействия человека со стихийными, управляемыми или целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех этапах жизни.
Несмотря на довольно частое использование понятия «социализация», оно не однозначно толкуется в различных источниках, и в одних случаях сводитсяк понятию «воспитание», а в других связывается с «формированием» личности. Анализируя различные точки зрения по этойпроблеме, ограничимся пределами следующих подходов к формированию личности: наследственность исреда, и культурные потребности личности, с учетом активности самой личности как существа социального. В научной литературе каждый из перечисленных подходов имеет своих сторонников. Одни ученые рассматривают человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливается к врожденным формам поведения, используя инстинкты. Другие же видят в личности пассивный продукт социальных воздействий. Например, Д. К. Беляев утверждает, что «все люди уже при рождении потенциально ... разнокачественны как в смысле своих физических свойств, так и в плане психических способностей, в том числе своей одаренности и своего поведения... Разнокачественность людей не относится к категориям межрасовой, межклассовой, межсоциальной разнокачественности» . Н. П. Дубинин считает, что все нормальные люди способны к неограниченному духовному развитию, основанием для которого служит универсальность возможностей мозга и тела человека. Что же касается психики человека, то в его генах она не заложена .
Так, проанализировав точки зрения по данному вопросу, можно сказать, что социализация -это процесс формирования целостной личности с помощью взаимодействия биологического, социального и индивидуального в единстве. Биологическое в человеке - это естественная природная предпосылка развития духовного мира личности, и каждый человек способен к всестороннему, неограниченному развитию мозга и тела, и социальная жизнь должнапобуждать человека к развитию его способностей посредством общественно значимой деятельности . То есть без активности самого человека никакие биологические задатки не могут преобразоваться в способности. В этом и заключается основная сущность социализации.
То есть, безусловно, биологические, наследственные особенности имеют большое значение, но без индивидуальной работы человека над саморазвитием, которая должна закладываться социальными установками микросреды, в которой развивается индивидуум, успешная социализация просто не возможна.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в конкретных условиях определенного общества.
Приспособление, или социальная адаптация – это процесс и результат активности субъекта и социальной среды, и эта активность предполагает согласованность между требованиями и ожиданиями социума по отношению к личности с ее установками и социальным поведением, согласование самооценок и притязаний личности с ее возможностями и с реалиями социальной среды. То есть, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом, когда личность подстраивается под требования общества, в котором она развивается, принимает нормы социальных установок, принятых в этом обществе, нормы морали, ценностные ориентиры и установки, и становится полноправным членом этого общества.
Обособление – это процесс автономизации личности в обществе, в результате которого формируется потребность человека иметь собственные взгляды, собственные привязанности, потребность самостоятельно решать определенные личные вопросы, способность противостоять жизненным ситуациям, мешающим самоизменению личности, ее самоопределению, самореализации, самоутверждению. То есть, обособление - это процесс и результат становления индивидуальности личности.
С момента своего рождения и до самой смерти человек включается в различные виды деятельности, и на этом основании выделяют две основные формы социализации - первичную и вторичную. Следует отметить, что до 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, так как типичной была периодизация, в которой выделялись три стадии: первичная - социализация ребенка; маргинальная - социализация в подростковом возрасте; устойчивая, или целостная - социализация в период с 17-18 лет до 23 - 25 лет. Одним из первых подверг сомнению утверждение что социализация заканчивается в молодости, американский ученый О. Г. Брим-младший. Он в 1966 г. выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, и назвал различия между социализацией детей и взрослых . Эти различияимеют наклон в объектную характеристику детей и взрослых, но фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении всей жизни человека.
Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий, и ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации.
Первичная социализация имеет решающее значение, и происходит она в семье и ближайшем кругу окружения человека. Вторичная социализация – это приобретение специфически - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда и самоопределением человека в жизни.
Безусловно, первичная социализация играет главенствующую роль, так как в ее процессе человек приобретает базис, основу, и все последующие шаги деятельности по социализации должны согласовываться с этой основой первичной социализации.
В отечественной науке получила признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации - дотрудовую, трудовую и послетрудовую .
Так же выделяют социализацию по степени направленности и широте охвата объекта - индивидуальную и тоталитарную. Индивидуальная направлена на личность и формирует ее самоидентификацию с другими индивидами или с конкретным обществом. Тоталитарная охватывает все определенное общество, формирует его самоидентификацию в целом, которая является всеобщей. Тоталитарная социализациякрайне важна для гражданской и политической социализации, с ее помощью воспитывается патриотизм, обеспечивается развитие общества и государства.
Так же выделяют социализацию, связанную с образованием и неформальную социализацию. Образовательная социализация происходит в различных учреждениях, целенаправленно создаваемых обществом, а неформальная формируется структурами повседневности.
Классификация форм социализации по видам будущего делит ее на адаптационную, инновационную, переходную и мобилизационную. Адаптационная социализация характерна для общества, в котором старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, и общество избирает новые цели и ценности, но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Переходная социализация характерна для общества в его переходный период, например, при смене политического режима, государственного устройства. Мобилизационным типом социализации является развитие, которое ориентированно на достижение