Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди философов гносецентрического периода ярко выделяется Т. Гоббс. Время его жизни совпало с веком буржуазных революций и подъема капитализма. Перерождение общества в новой экономической ситуации закономерно потребовало обновления сознания, пересмотра многих философских концепций.
Гоббс выделяется и в среде философов-современников: своей углубленностью в социальные и политические проблемы, которые лишь опосредованно интересовали остальных философов.
Вопросы социальности человека, управления человеческим сообществом, гражданственности, свобод и прав – вот то, что занимало мыслителя.
Достижение всеобщего блага Томас Гоббс видел в создании общины, в самоорганизации общества. Поэтому именно общество и государство занимают большую долю его интеллектуальных трудов.
Это идеи, родившиеся при наблюдении таких событий в Англии, как революция и гражданская война, охватывают области этики и политики, доправовое и правовое функционирование государства, стремление к власти и психологию военно-политического конфликтования.
Обращение к трудам Гоббса необходимо для более полного понимания развития не только философской мысли, но и политических концепций, на которых выстраивается государственность.
Томас Гоббс — классик политической и правовой мысли выдающийся английский философ. В своем основном произведении «Левиафан» в первые в Новое время разработал систематическое учение о государстве и праве.
Цель данной работы – изучить основные философские труды Томаса Гоббса для более глубоко понимания его идей.
Задачи:
1. Рассмотреть философские работы Гоббса.
2. Выделить ключевые идеи этих работ и определить их место в русле английской философии.
3. Осветить биографию философа с целью глубже понять процесс формирования этих философских идей.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Философские работы Т. Гоббса и структура государственности в них
Английский мыслитель родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику. Был секретарем у Ф. Бэкона. Во время английской революции являлся сторонником О. Кромвеля.
Основные сочинения: «Элементы законов, естественных и политических» (1640), «Основы философии» (1640—1658), «Философские элементы учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), «О свободе и необходимости» (1654), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Бегемот, или Долгий парламент» (1668).
Труды Гоббса были направлены на просвещение монархии: он полагал, что знакомство с его сочинениями поможет правителям правильно обустроить социальный порядок страны.
Как уже было сказано ранее, интерес Гоббса к государственности был вызван современной ему политической обстановкой (гражданская война и революция). В своем произведении «О теле» Гоббс сам обрисовывает свою позицию в философском русле нового времени: ему интересны вопросы морали, гражданственности и концепция государства [1, 150].
Гоббс размышляет о природе восприятия человека – о способности подразделять предметы («тела») на одушевленные и неодушевленные, об особом типе отношений, который складывается у человека к одушевленным «телам» - другим людям [9, 101].
Соглашение и взаимодействие индивидов он понимает как особую силу, способную вносить радикальные изменения в окружающий мир, отсюда выходит и идея государственности. Обладая способность к трансформации окружающего, человек (точнее, группа людей) производит трансформацию общества, формируя государство.
Человеческая воля, способность действовать сообща, договариваться – вот те столпы, на которых держится государственность.
В своем произведении «Левиафан», вышедшем в год победы и триумфа Кромвеля, Гоббс изложил свое учение о человеке, государстве и праве.
Государство Гоббс сравнивает с монстром, описанным в Библии. Здесь он развивает мысль о социальном взаимодействии людей и затрагивает вопрос проявления агрессии в обществе: корыстолюбие, желание занять наиболее удобную социальную нишу лежат в природе человека, и провоцируют его угрожать благополучию других людей.
Угнетение одних индивидов другими, война «всех против всех», эгоизм как основа человеческой деятельности - вот тенденции, которые Гоббс приписывает и первобытным общинам, и современному ему обществу [12, 200].
Причины возникновения и существования государства, политической власти Гоббс связывает с природой человека, как существа разумного, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного сильными природными страстями, такими как жажда власти, богатства и чувственных наслаждений.
С помощью разума, а также инстинкта самосохранения и страха смерти человек приходит к выводу о том, что нужно выйти из состояния «войны всех против всех» и создать «общую власть», которая бы обеспечила мир и гарантировала жизнь и безопасность каждого человека, направляя ее деятельность на достижение общего блага.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абукарова М. У. Теоретический взгляд на учение о государственном абсолютизме Томаса Гоббса // Теория и практика общественного развития. 2015. №3. – с. 149-150.
2. Болл Ф. Критическая масса. Как одни явления порождают другие. – М.: Гелеос, 2008. – 528 с.
3. Вестов Ф. А. Политико-правовые аспекты правового государства в учении Т. Гоббса и его последователей о государственной власти // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2010. №2. – с. 3-6.
4. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. – М.: АСТ, 2001. – 304 с.
5. Дудар Т. Е. Становление «Человека экономического» в философском дискурсе Нового времени // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3. – с. 144-154.
6. Кирсанов Я. А. Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса // Вестник ЧелГУ. 2008. №32. – с. 145-149.
7. Маковельский А.О. История логики. – М.: Кучково поле, 2004. – 320 с.
8. Манаков Д. А. Осмысление идеи общего блага в докантовской философской традиции // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №318. – с. 66-69.
9. Мееровский Б. В. Гоббс. – М.: Мысль, 1975. – 208 с.
10. Сапронов П. А. Десакрализация темы власти у Н. Макиавелл и Т. Гоббса // Вестник РХГА. 2011. №3. – с. 60-66.
11. Сидорина Т. Ю. Истоки политики социального государства в теории общественного договора (Ж. -Ж. Руссо, т Гоббс и другие) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. №3 (29). – с. 94-104.
12. Субботин Ю. В. Естественно-правовые идеи Т. Гоббса и Б. Спинозы: проблемы соотношения // Ленинградский юридический журнал. 2007. №3. – 198-203.