Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Пять этапов развития менеджмента. Научные школы менеджмента
Построение эффективной системы управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Для того, чтобы организовать данную систему, необходимо понимать сущность термина системы управления организацией, ее основные компоненты, выявить те функции, которые эта системы выполняет на предприятии. Поскольку система управления не является материальным объектом таким, как основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организации, то ее можно обнаружить только при анализе результатов деятельности предприятия, эффективности его функционирования на рынке .
Таким образом, в широком смысле система управления организацией представляет собой самостоятельную систему, которая имеет определенное назначение и соответственно целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов.
В зарубежной теории менеджмента есть четыре основных школы, которые имели существенное значение для развития теории и практики управления предприятиями [13]:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (школа науки управления).
Школа научного управления развивалась в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположник - Ф. Тейлор, считавший менеджмент правильной наукой, которая основана на основе точных законов, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления.
Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематично для эффективного достижения основных целей. Эта концепция называется классической школой управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
Таким образом, теории и подходы к управлению предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
Для того, чтобы определить основные методы управления организацией, рассмотрим сначала основные функции, которые выполняет система управления на предприятии. К основным функциям относят :
1. Формирование условий для самоорганизации индивидов (разработка и внедрение управленческой структуры на предприятии, распределение функций управления между индивидами, регламентация основных бизнес – процессов, установление форм ответственности руководства, оценка деятельности индивидов, установление корпоративных норм),
2. Определение ключевой идеи деятельности (формирование предназначения организации для индивидов, формирование стратегии развития и миссии предприятия),
3. Создание системы исполнения задач компании (стратегическое, производственное, инвестиционное планирование и проектирование),
4. Организация исполнения планов (анализ управленческих проблем, организация документооборота на предприятии, координация деятельности индивидов, внедрение автоматизированных систем управления организацией),
5. Установление обратной связи (оценка выполнения планов и задач, контроль над сроками и качеством исполнения, составление управленческой отчетности, организация внутреннего аудита).
Управление организацией осуществляется с помощью различных методов воздействия на персонал компании.
Различные методы управления организацией предоставляют собой систему правил, приемов и подходов, которые сокращают затраты времени и другие ресурсы на формирование и реализацию целей предприятия.
Выделяют следующие методы управления организацией (Рис. 1):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – с.56 – 67.
2. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — 70 с.
3. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2010. – 688 с.
4. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 447 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014г. – 546 с.
6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности,
учебник, 2 издание, переработанное и дополненное. – 2010. – 504 с.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
8. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
9. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
10. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
11. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
12. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
13. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
14. http://investobserver.info –институт управления бизнесом