Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Олигофрения, которую называют еще умственной отсталостью, является патологией, вызванной психическим дефектом. Болезнь способствует возникновению слабоумия, которое становится следствием изменений церебрального характера.
Распространенность патологии
Как много людей на нашей планете страдают от олигофрении? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Дело в том, что для определения патологии существует много методов постановки диагноза «олигофрения», имеющих между собой значительные отличия. По самым приблизительным данным, распространенность недуга находится в пределах от 0,7% до 3%. Причем от него в большинстве случаев страдают представители мужского пола. Женщин же по сравнению с ними в полтора раза меньше.
На сегодняшний день медицина научилась распознавать некоторые недуги, которые способны привести к задержке умственного развития. Например, на ранних сроках развития плода диагностируется болезнь Дауна.
1. Три стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия
В определенные возрастные периоды диагностика олигофрении достигает своего пика. Это относится к 6-7, а также к 18-19 годам жизни человека. Перечисленные периоды являются возрастом, когда начинается обучение в школе, а также приближается армейская служба. Самые тяжелые формы олигофрении диагностируются уже в первые годы жизни. А вот патология легкой степени несколько позже. Объясняется это сложностью оценки интеллектуальных способностей, а также психической недоразвитостью в раннем детском возрасте.
Олигофрения является синдромом, на формирование которого способно оказать влияние большое количество различных факторов. Среди них:
1. Негативные воздействия на организм человека, которые имеют место во время родов, а также в возрастном периоде до 3 лет. Это гипоксия плода или асфиксия при родах, инфекции раннего детского возраста, черепно-мозговые травмы и т. д.
2. Внутриутробные вредоносные факторы. Среди них вирусные инфекции (герпес, краснуха), гормональные нарушения, а также микробные инфекции (сифилис и токсоплазмоз).
3. Хромосомные и генетические патологии. Сюда можно отнести болезнь Дауна, различного вида ферментные нарушения и микроцефалию.
Порой классификация олигофрении производится исходя из перечисленных выше причинных факторов. В этом случае выделяют три формы умственной отсталости. Среди них генетическая, внутриутробная и перинатальная.
Помимо этого медицине известно, что сопровождается олигофрения заболеваниями определенного типа. В этот перечень входят:
1. Гидроцефалия. Этот недуг вызван избыточным накоплением ликвора, которое имеет место в желудочках мозга. Подобное явление возникает в связи с избыточной продукцией этого вещества или затруднением его оттока.
2. Микроцефалия. Подобная патология вызвана меньшими размерами черепа и мозга.
3. Фенилкетонурия. Болезнь возникает при нарушениях метаболизма фенилаланина. Вследствие этого происходит образование значительного объема токсичных веществ – продуктов распада этой аминокислоты.
4. Токсоплазмоз. Причиной данного заболевания является паразитарное поражение организма. Инфекция матери способна проникнуть в плод и вызвать различные пороки развития, в том числе и в головном мозге.
5. Болезнь Дауна. Эта патология возникает из-за формирования в организме дополнительной хромосомы. Человек при такой болезни выявляется по своему внешнему виду. У него может наблюдаться задержка физического и умственного развития, а также имеют место пороки сердца.
Порой симптомы олигофрении замечают у предположительно здорового малыша. Для точной постановки диагноза в этом случае проводятся обширные исследования. Они заключаются в выяснении истории жизни пациента и его семейного анамнеза. После этого врач производит осмотр больного для выявления у него неврологических и психических нарушений, а также определения тяжести патологии. Далее не обойдется без назначения цитологических, иммунологических и биохимических исследований. Они позволят выявить наличие недугов внутренних органов, дисфункций ферментной системы и наличие врожденных инфекций.
Самым эффективным диагностическим методом для выявления умственной отсталости является определение коэффициента интеллекта. Исходя из полученного результата выделяют следующие стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, а также идиотизм. Однако на сегодняшний день подобная классификация редко используется медиками исходя из этических соображений. Врачи предпочитают указывать на стадии олигофрении нейтральными терминами. Патология в этом случае также классифицируется исходя из полученного коэффициента интеллекта. При этом подразделении олигофрении три стадии имеют следующие степени:
• легкую – 50-70 баллов;
• умеренную – 35-50 баллов;
• тяжелую – менее 20 баллов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог-Мифи, 2012. - 688 c.
2. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - Л.: Просвещение, 2008. - 112 c.
3. Бгажноков, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажноков. - М.: Книга по Требованию, 2007. - 240 c.
4. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 2012. - 240 c.
5. Верещагина, Н. В. "Особый ребенок" в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 160 c.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Владос, 2013. - 240 c.
7. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2002. - 651 c.
8. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2013. - 432 c.
9. Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. - М.: Машиностроение, 2014. - 216 c.
10. 12. Дети с нарушениями развития. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 382 c.
11. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь / М.В. Жигорева. - М.: Академия, 2008. - 240 c.
12. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 272 c.
13. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
14. Калинченко, А. В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии. Методика преподавания, планирование, конспекты уроков / А.В. Калинченко. - М.: Владос, 2013. - 240 c.
15. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: Владос, 2010. - 200 c.
16. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Мир, 2004. - 160 c.
17. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 c.
18. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009. - 240 c.
19. Микрополяризации у детей с нарушением психическго развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей. - М.: Каро, 2011. - 340 c.
20. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Книга по Требованию, 2001. - 288 c.
21. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: моногр. / Л.П. Носкова. - М.: Книга по Требованию, 2004. - 344 c.
22. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. - М.: Дмитриева Т., 2014. - 192 c.
23. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2013. - 116