Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в нашей стране продолжается процесс реформ в налоговой сфере, формирование которой началось в 90-х годах прошлого столетия. Сегодня тенденции бюджетной политики страны в сфере доходов состоят в обеспечении результативной деятельности налоговой системы в государстве и усилении роли налогово-бюджетной политики как инструмента, который направлен на стимулирование дальнейшей инвестиционной активности. Исходя из этого, реформирование налоговой сферы нацелено на решение задач, которые связаны, с одной стороны, с упрощением налоговой системы и приданием ей некоторой стабильности и прозрачности, улучшением уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, уменьшением общего налогового бремени на налогоплательщиков, а с иной стороны - с упрочением оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, ликвидацией «теневых» экономических махинаций, в том числе за счет ускоренного формирования информационных технологий в налоговой системе и улучшения налогового администрирования.
Следовательно, одним из направлений совершенствования налоговой системы в нашей стране на сегодняшний день выступает внедрение новейших технологий налогового контроля, и как следствие данного процесса - улучшение налоговой отчетности для эффективности в ходе налогового контроля.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией предоставления налоговой отчетности, в частности, налоговой декларации.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие выше обозначенные отношения.
Целью работы является изучение особенностей налоговой декларации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие налоговой декларации, определить значение и место ее в механизме обеспечения исполнения конституционно-правовой обязанности;
- выявить требования к оформлению и предоставлению налоговой декларации и ответственность за их нарушения.
Методологические основы работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЕЕ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
Обязанность представлять в налоговые органы в установленных случаях налоговую декларацию относится к ключевым обязанностям налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ ).
Легальное понятие налоговой декларации содержится в п. 1 ст. 80 НК РФ. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Схожими по своему значению с налоговой декларацией документами являются расчет авансового платежа и расчет сбора (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Если посредством налоговой декларации налогоплательщик уведомляет налоговые органы об исчисленной сумме налога и представляет сведения, необходимые для его исчисления, то расчет авансового платежа содержит данные, служащие основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.
Расчет сбора, в свою очередь, является заявлением плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.
Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в налоговый орган является основанием для осуществления камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Значение и место налоговой декларации в механизме обеспечения исполнения конституционно-правовой обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы было разъяснено Конституционным Судом РФ. Согласно этому разъяснению, налоговая декларация выступает главным документом всей налоговой отчетности, если ее не предоставить в определенный законодательством срок, то это может поставить под угрозу результативное проведение налогового контроля, а также своевременное выявление фактов несвоевременного, неполного либо неверного исполнения налоговой обязанности. На базе представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций на основании ст. 88 НК РФ реализуются мероприятия проводимого камерального налогового контроля. И хотя непредставление в определенный срок данного документа не может абсолютно блокировать выполнение в отношении налогоплательщика контрольных мероприятий, имея в виду в том числе возможность осуществление въездных налоговых проверок, игнорирование налогоплательщиком такой обязанности может значительным образом воспрепятствовать нормальной реализации налоговым органом его функций .
Налоговый кодекс РФ предусматривает две разновидности налоговых деклараций: единую (упрощенную) налоговую декларацию и уточненную налоговую декларацию.
Единая (упрощенная) налоговая декларация подается лицом, признаваемым налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, которое не осуществляет операций, приводящих к движению денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком при внесении изменений в поданную ранее в налоговые органы налоговую декларацию. Налогоплательщик обязан внести изменения в налоговую декларацию, поданную в налоговые органы, при обнаружении факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию, поданную в налоговые органы, при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ).
В науке финансового и налогового права при формулировании понятия налоговой декларации ученые выделяют разные его сущностные признаки и цели.
Схожее с нормами НК РФ определение налоговой декларации предлагает Н.П. Кучерявенко: «Налоговой декларацией считается документ налоговой отчетности, предоставляемый в форме заявления, с определением в нем сведений о полученных им за отчетный период доходах и расходах, имуществе, находящемся в его собственности (подлежащем налогообложению), и других сведений, определяемых налоговым законодательством» .
Характер налоговой декларации как элемента налоговой отчетности раскрывают авторы учебника «Налоговое право» под редакцией С.Г. Пепеляева: «Декларация служит отчетным действием, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать сумму налога, исчисленного плательщиком самостоятельно» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - Ст. 7344.
3. Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2018. - № 49 (часть I). - Ст. 7519.
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. - 04.10.2004. - № 40. - Ст. 3961.
5. Приказ МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 № 3437) // Российская газета. - № 89. - 22.05.2002.
6. Приказ ФНС России от 15.07.2011 № ММВ-7-6/443@ «О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2019.
7. Приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 № 25312) // Российская газета. - № 274. - 28.11.2012.
8. Приказ ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - № 36. - 12.09.2014.
9. Письмо Минфина РФ от 07.11.2008 № 03-02-07/1-456 «О приеме декларации по неустановленной форме» // Еженедельник бухгалтера. - № 2. – 2009.
10. Вопрос: О представлении налоговой декларации по неустановленной форме. (Письмо Минфина России от 20.09.2013 № 03-02-08/38953) // Официальные документы (приложение к «Учет. Налоги. Право»). – 2013. - № 36.
11. Вопрос: О представлении в налоговый орган доверенности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. (Письмо ФНС России от 10.08.2016 № ГД-4-11/14578@) // Официальные документы (приложение к «Учет. Налоги. Право»). – 2016. - № 32.
12. Вопрос: О представлении в бумажном виде доверенности, переданной в налоговый орган по ТКС; о наличии печати на документах, представляемых в налоговые органы. (Письмо ФНС России от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@) // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. – 2016. - № 12.
Научная и учебная литература
13. 101 термин налогового права: крат. законодат. и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. Москва: Инфотропик Медиа, 2015. 452 с.
14. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. М., 1998. С. 66.
15. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.
16. Журавлева О.О. Правовая природа налоговой декларации // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 5.
17. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.Н. Козырин [и др.]; Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005. С. 395.
18. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М.: Статут, 2009. С. 723.
19. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. С. 128.
20. Трофимова В. Ответственность за искажение налоговой отчетности // Трудовое право. 2016. № 4. С. 5 - 29.
21. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 07.11.2019.
Судебная практика
22. Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2009 № 146-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Амирова Анвара Каримовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2019.
23. Решение ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-8096/11 «О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения № 4 к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - № 31. - 12.08.2011.
24. Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2009 № КА-А40/11061-09 по делу № А40-90529/08-109-415 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2019.
25. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2019.
26. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2011 по делу № А56-66090/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2019.