Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профилактика, предупреждение и выявление уголовно-наказуемых деяний не возможны без проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их проведение является значимым и лежит в основе службы.
Эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий зависит от многих факторов, например, практический опыт сотрудника, теоретические знания о тактике и методах их осуществления.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для привлечения лица к уголовной ответственности зачастую на стадии доследственной проверки требуется проведение оперативно-розыскных мероприятий. При получении доказательств в нарушение действующего законодательства результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть приняты во внимание органами уголовного преследования. На этапе предварительного расследования результаты оперативно-розыскной деятельности выступают в качестве доказательств, которые признаются допустимыми, относимыми только после их исследования. В случае выявления нарушений при их получении, доказательства считаются непригодными. Исходя из этого, результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть получены в соответствии с действующим законодательством, то есть соблюдены условия и основания их проведения. Кроме того, теоретические знания в данной области позволяют грамотно планировать и эффективно проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Объектом контрольной работы являются общественные отношения, которые формируют основные правила проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предметом является совокупность процессов и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Целью настоящей работы является рассмотрение оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий с учетом правовых норм, закрепленных в действующем законодательстве.
Задачами работы являются:
- изучение понятия, признаков и видов оперативно-розыскных мероприятий;
- анализ особенностей оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- исследование типичных ошибок и нарушений при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Теоретической базой контрольной работы являются общетеоретические и специальные труды отечественных авторов, научные статьи и публикации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
1. Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий: понятие, признаки и виды
Выявление преступлений, в частности латентных противоправных деяний, немыслимо без проведения оперативно-розыскных мероприятий. Их осуществление регламентировано действующим законодательством. Правовую основу составляют: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 21.07.2014 №11- ФКЗ), Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ РФ) и другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственного характера.
Так, согласно ст.2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» . В соответствии с ч.3 ст.55 основного нормативного акта «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»1.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) основывается на конституционных принципах. Содержание, сущность и виды данных мероприятий, а также основания и условия их осуществления указаны в ФЗ РФ.
В литературных источниках можно встретить ряд определений термина «ОРМ». Наиболее распространенным является определение, согласно которому ОРМ представляет собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающих нормам морали и нравственности и непосредственно направленных на разрешение целей и задач оперативно-розыскной деятельности .
Признаками данных мероприятий являются характерные особенности, отражающие их сущность :
- ОРМ подразумевает деятельность государственных органов;
- ОРМ является частью оперативно-розыскной деятельности;
- ОРМ проводит органы и должностные лица, прямо указанные в ФЗ РФ;
- ОРМ непосредственно направлено на решение целей и задач оперативно-розыскной деятельности;
- организация и тактика ОРМ составляет государственную тайну;
- ОРМ проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в ФЗ РФ;
- ОРМ должно отвечать требованиям морали и нравственности.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации (ст. 6 ФЗ РФ) .
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В литературе разграничение ОРМ осуществляется по различным основаниям. Целесообразно рассмотреть следующую классификацию ОРМ :
1. В зависимости от отношения к конституционным правам граждан:
а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);
2. В зависимости от скрытности:
а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);
б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
3. В зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):
а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (например, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
4. В зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств:
а) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
3. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, № 17, ст. 1455.
4. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 02.08.2019) // «Российская газета», 30.04.1992, № 92.
5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52, ст. 4921.
6. Указ Президента РФ от 30.07.1996 N 1113 (ред. от 27.10.2011) «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» // «Собрание законодательства РФ», 05.08.1996, №32, ст. 3895.
7. Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 15.02.2018) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.11.2019).
8. Волитова Ф.Ф. Типичные ошибки при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Символ науки. - 2017. - №.1. - С. 91 - 93.
9. Захарцев, С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: монография / отв. Ред. С.И. Захарцев. М.: Инфра М, 2015. 330 С.
10. Комментарий к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]: URL // http://www.bibliotekar.ru/4-1-47-operativno-rozysknaya-deyatelnost/.
11. Кушнир, И.В. Оператвино-розыскная деятельность: уч. Пособие / под ред. И.В. Кушнир. М.: Юстицинформ, 2010. 250 С.
12. Ларинков, А.А., Кузнецова Л.В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими ОРД // Криминалист. - 2016. - №2 (2019). - С. 56 - 60.
13. Ляхов, Ю.А. Рецензия на монографию Е.В. Селиной «Применение специальных познаний в уголовном процессе» // Законность. - 2003. - №2. - С. 25 - 48.