Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Принцип открытой информации сегодня является одним из основных принципов построения мирового информационного пространства. В Российской Федерации функционирование органов государственной власти так же основывается на принципе информационной открытости и «прозрачности» деятельности. Но, несмотря на это, нельзя исключать наличие информации, которая доступна ограниченному кругу лиц, и которая охраняется государством. Наличие такого ограничения объясняется тем, что оно обеспечивает интересы безопасности личности и государства, стратегические интересы государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации , права и свободы человека могут ограничиваться только федеральными законами и только в той степени, которая необходима для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Также согласно указанной статье, а также ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает ограничение прав на доступ к информации. Указанная статья устанавливает, что федеральные законы определяют условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Среди информации, которая относится к разряду тайн, служебная тайна занимает особое место, так как обладает самостоятельными юридически значимыми характеристиками и имеет особое значение в деятельности государственных органах власти. Наибольшую сложность в изучении положений о служебной тайне представляет определения ее понятия и правового регулирования, так как законодатель постоянно включает служебную тайну различное содержание.
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере формирования и использования информации ограниченного доступа, являющейся служебной тайной. Предметом исследования, непосредственно, являются нормы и положения, регулирующие вопросы служебной тайны.
Отсюда следует, что целью работы представляется изучение основных положений, касающихся вопросов служебной тайны.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Дать определение понятию служебной тайны
2. Провести анализ правового регулирования положений о служебной тайне
3. Выявить актуальные проблемы, связанные с обеспечением служебной тайны.
В соответствии с поставленными задачами построена исследовательская работа.
Нормативную базу работы составляют различные нормативно-правовые акты, среди которых Конституция РФ, Федеральный закон «Об информации, об информационных технологиях и защиты информации», Постановление правительства № 1233 и другие.
Теоретическую основу работы составляют научные труды ученых, правоведов (С.Н. Братановский, Г.Г. Камалова, Т.С. Крюченко, А.Н. Токарев и др.)
1. ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ
На сегодняшний день понятие «служебная тайна» в отечественном законодательстве закрепления не нашло. В виду отсутствия законодательного толкования и признания необходимости закрепления нормы, раскрывающей содержание и понятие «служебной тайны», законом также не закреплен правовой режим служебной тайны как объекта права. Следует отметить, что в текстах большого количества федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов непосредственно служебная тайна часто упоминается, но, в большинстве случаев, в сочетании с другими видами тайн (государственной, коммерческой и другой охраняемой законом тайной).
Анализируя отечественное законодательство, понятие «служебная тайна» можно встретить более чем в 37 разных нормативных правых актах, как законах, так и подзаконных нормативных правовых актах, более 14 нормативных правовых акта содержат нормы, регулирующие правоотношения с объектами, которые близки по содержанию к «служебной тайне» .
То, что на сегодняшний день нет, непосредственно, единого определения служебной тайны, представляется серьезной проблемой для законодательства. Тем не менее, следует отметить, что существует нормативный правовой акт, в котором совершена попытка дать определение термину «служебная тайна» — это Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федеральный закон от № 18.12.2006 № 230 -ФЗ в ред. федер. закона от №.07. 2019 № 177 -ФЗ // Российская газета. – 2006. - № 289; Российская газета. – 2019. - № 158
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ в ред. федер. закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ // Российская газета. – 2006. -№ 165; Российская газета. – 2019. - № 97.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ в ред. федер. закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ // Российская газета. – 2004. - № 162; Российская газета. – 2019. - № 98.
5. О космической деятельности: закон от 20.08.1993 № 5663-1 в ред. фед.закона от 15.04.2019 № 54-ФЗ // Российская газета. – 1993. - № 186; Российская газета. – 2019. - №84.
6. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента РФ от 06.03. 1997 № 188 в ред. указа Президента РФ от 13.07.2015 № 357 // Российская газета. – 1997. - № 51; СЗ РФ. – 2015. - № 29. –Ст. 4473.
7. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности : постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 в ред. постановления Правительства РФ от 18.03.2016 № 214 // СЗ РФ. – 2005. – № 30. – Ст. 3165; СЗ РФ. – 2016. - № 13. – Ст. 1833.
8. Братановский С. Н. Правовой режим конфиденциальной информации : понятие и виды // Вектор науки ТГУ. – 2016. – № 1 (24). – С. 30-34.
9. Камалова Г.Г. О правовом режиме служебной тайны // Вестник УУ. – 2016. - № 4. – С. 145-152
10. Камалова Г.Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне // Актуальные проблемы российского права. – 2015. - № 9 (46). – С. 1893-1898.
11. Крюченко Т.С. Проблема правового регулирования служебной тайны // Вестник современных исследований. – 2018. - № 3.2 (18). – С. 217—220.
12. Токарев А.Н. Проблемы определения и правового регулирования служебной информации //Научные труды Северо-Западного Института Управления РАНХИГС. – 2017. - № 2 (29). – С. 217-221.
13. Холопова Е.Н., Дегтярев А. В. Понятие и общая характеристика служебной тайны и ее правого режима // Военное дело. - № 2 (42). – 2017. – С. 24 – 31.