Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что идеи Фомы Аквинского оказали огромное влияние не только на развитие философии и теологической науки, но и на многие другие направления научной мысли. В своих произведениях он объединил в единое целое философию Аристотеля и догматы католической церкви, дал толкование форм государственного устройства, предложил предоставить светской власти существенную автономию, сохраняя в то же время господствующее положение Церкви, провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, высшим из которых является божественный закон.
Фома Аквинский это выдающийся ученый, который является теологом и философом. Более того, он канонизирован католической церковью. Является крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и учителем церкви. Отличается тем, что впервые нашел связующие нити между философией Аристотеля и христианской верой.
Биография и философия Фомы Аквинского неразрывно связаны с Аристотелем. Дело в том, что этот великий человек оказал значительное влияние на творческое переосмысление Фомы. При этом в работах прослеживаются мысли арабских и греческих комментаторов, неоплатоников: Цицерона, Августина, Авиценны, Маймонида.
Цель работы – рассмотреть Бог-мир-человек в учения Фомы Аквинского.
Задачи:
- определить роль Бога в сотворении мира и человека;
-проанализировать Мир как творение Божие;
-исследовать взаимодействие человека с Богом и миром.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии в сфере философии.
1. Роль Бога в сотворении мира и человека
Фома Аквинский (1225−1274) – теолог, философ, возвышающий разум до пределов веры в богопознательной задаче, автор развёрнутой структуры доказательств божественного бытия. Основной идеей Аквинского и его учеников было изучение и познание Бога и его любви, что было особо значимой идеей и ценностью средневековой христианской парадигмы.
Фома Аквинский - один из самых авторитетных религиозных философов. Объединил христианское вероучение, в первую очередь идеи Аврелия Августина, с философией Аристотеля.
Биография, теология и философия Фомы Аквинского невозможны без его двух основных работ, а именно трактатов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Также он комментировал трактаты Аристотеля, Псевдо-Дионисия, Боэция, П. Ломбардского. Известно, что своё мнение теолог высказывал на счет некоторых книг Библии и анонимную книгу «О причинах». Он интересовался алхимией, стихотворными текстами для богослужений и религиозными сочинениями других авторов.
Во многом все эти мнения строились на его преподавательской деятельности, так как в то время чтение религиозных книг и диспуты о них неизменно сопровождались комментариями.
Биография и учения Фомы Аквинского очень тесно переплетаются, так как он поддавался влиянию своего окружения . Рассмотрим его ключевые идеи. Во-первых, надо сказать, что он четко разделял философию и теологию, считая, что в первой господствует разум, а во второй - откровение. Фома считал, что философия находится в строгом подчинении теологии, которую он ставил куда выше.
Заметим, что Аристотель выделял 4 основные ступени познания истины, а именно - опыт, искусство, знание и мудрость. У Ф. Аквинского мудрость стала независимой величиной, которая представляла собой знание о Боге. При этом он выделял три её типа: на уровне благодати, богословья и метафизики.
Именно Фома предложил идею о том, что разум человека не может постигнуть мудрость полностью, так как некоторые истины просты и понятны (существование Бога), а некоторые – нет (триединство, воскрешение) .
Ф. Аквинский выдвинул мысль о том, знаний природные и теологические не могут находиться в конфликте, так как они гармоничны и дополняют друг друга. Если под мудростью он понимал желание понять Бога, то под наукой – способы этого понимания .
Излагая свои 5 доказательств бытия Бога, Фома Аквинский располагает их в определённом порядке. Начинает он с того, что берёт за основу истину, утверждающую непрерывность движения всего сущего в этом мире. Тут с ним трудно не согласиться, поскольку, как известно, все материальные объекты, от крохотного атома до космических тел находятся в постоянном движении. Даже гора, образовавшаяся миллионы лет назад, или шкаф, не один год, стоящий в углу комнаты, совершают непрерывный путь вместе с нашей старушкой Землей.
Однако простейший опыт показывает, что прежде чем покатится телега, её нужно сдвинуть с места, и яхта не поплывёт до тех пор, пока её паруса не наполнятся ветром. Проще говоря, для того чтобы что-то сместилось и начало свой путь, нужен толчок ─ импульс. Что же в таком случае дало начало всеобъемлющему процессу мирового движения? Раз оно является очевидным фактом, то должен существовать и его неочевидный для нас источник, которым, по утверждению Фомы Аквинского, может быть только Бог. Это первое из 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского в наши дни получило название «кинетического» .
Согласно Ф. Аквинскому, мир есть свободное, творческое деяние Бога. Этот мир полагается как разумное творение, он создавался на фундаменте божественной идеи. Истину о Боге усмотреть может не ум, а только лишь вера.
Августиновская философия отрицает идею независимого положения науки, где разум выступает обособленной мерой истины.
Первоосновным делом разума было доказательство существования Бога. Первое доказательство вытекает из принципа движения. Пользуясь методом Аристотеля, Аквинский полагает Бога неподвижным двигателем. Есть два вида вещей, одни из которых движутся, другие движут и движутся сами. Движущиеся вещи приводятся чем-то в движение, приводя из состояния потенции в акт.
Таким образом, существует то, что движет, не двигаясь при этом. То есть первопричина движения. Им является Бог. Как говорит Августин – первый факт происходит из понятия движения.
Второе доказательство исходит из причинности. Полагание Бога в качестве источника и первопричины сущего так же отсылается к Аристотелю. Всё существующее обязано обладать причинностью своего существования. Таким образом, необходимо существование того, что не имеет причины своего существованию, но выступает первопричиной всего прочего. Такой первопричиной может быть исключительно лишь Бог.
Третье доказательство отсылается к конечности существования мира. Так как созданный мир живёт по законам необходимости, то, согласно этому положению, в мире обязан иметься итоговый источник. Им является Бог. То есть, для вещей нет понятия вечного бытия, все должно рано или поздно переходить в небытие, у вещи есть две необходимости, быть и не быть. У Бога есть только вечное существование. Бог – необходимая сущность, которая необходима сама по себе, говорит Фома Аквинский, без внешней цели своей необходимости, самостоятельно формирую причину необходимости всех вещей, всего сущего.
Четвертое доказательство выводится из мнения об имеющейся в мире иерархии, степени совершенства, согласуюсь с пониманием этого вопроса с Ансельмом Кентерберийским. Всякое совершенство в мире должно так же обладать своим источником, основное наивысшее совершенство. Им является Бог. Бог как наилучшее благо.
Пятое доказательство называется онтологическим доказательством Бога. В его основе лежит то, что в уме человека имеется понятие о Боге, которое доказывает его существование. Бог выступает конечной целью существования, которое безжизненные вещи не осознают, человек же постигает это, как существо, имеющее внутреннюю цель. Исходя из этого, он может воспринимать Бога. Таков распорядок природы. Вещи, лишённые разума подчиняются всеобщей целесообразности, это подтверждается тем, что все их
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антисери Д. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье / В перевод и под редакцией С.А. Мальцевой. - СПб.: Пневма, 2014 г. - С. 537.
2. Аристотель. Метафизика / Пер с греческого А.В. Кубицкого - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. - 608 с.
3. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И.А. Исаев. - М.: Проспект; Издание 4-е, перераб. и доп., 2015. - 496 c.
4. Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В.А. Бачинин. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2012. - 336 c.
5. Бибихин, В. В. В. В. Бибихин. Собрание сочинений. Том 2. Введение в философию права / В.В. Бибихин. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. - 584 c.
6. Гейер, А.Г. Краткий очерк по философии права / А.Г. Гейер. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 152 c.
7. История и философия науки. В 4 книгах. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 272 c.
8. Новгородцев, П. И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI-XIX вв. / П.И. Новгородцев. - М.: Красанд, 2014. - 354 c.
9. Перевезенцев С.В. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2017. - 448 с.
10. Суворов, Н.С. Лекции по истории философии / Н.С. Суворов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 151 c.
11. Трубецкой, Е.Н. История философии / Е.Н. Трубецкой. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 182 c.
12. Фома Аквинский. Сочинения. Выпуск 2. - Челябинск: Билингва, 2010 г. - 570 с.