Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая характеристика средневековой литературы: ее компоненты, периодизация, поэтических и прозаических жанров. Религиозная и светская средневековая литература
Как правило, к источникам средневековой литературы Западной Европы говорят о романских народах (население Италии, Галлии (сегодня Франция и Бельгия), Испании (жители тех провинций империи Рима, что подверглись романизации больше всего и на них повлияло право Рима, латинский язык и пр.). Также на формирование средневековой литературы как таковой оказали германские и кельтские народы. Первые – это англы, саксы, франки, остготы, вестготы, юты, лангобарды, вандалы и пр. «Готический» стиль искусства Средних веков связан с названием народа германцев готов.
Германцы являлись противниками римских обычаях еще во II в до н.э. Обычаи германцев описывал историк Рима Тацит в книге «О Германии». Во времена правления Октавиана Августа германцы на Западе, прежде завоеванные Цезарем в Галльской войне, теперь защищали свою независимость (битва в Тевтобургском лесу, 9-й г. н.э. – отсюда пословица: «Вар (Квинтилий Вар, полководец), Вар, верни легионы») [3].
В истории V века активно начинают проявлять себя англосаксы. Происходит завоевание Британии, покорение древнейшего кельтского населения. Теперь известными становятся франки, которые захватили Галлию (франкские короли интегрировали Германию и Галлию), ветготы (народы Испании до нашествия арабов-мавров).
Романизация как приоритетный процесс этой эволюции начинается с традиции Рима и аргументируется более высокой культурной направленностью завоеванных земель германцами.
Язык германцев остается в Германии, Скандинавии, части Британии, которая была захвачена англосаксами. Но и здесь завоеватели из Нормандии, которые вторглись в Англию в 1066 году (битва при Гастингсе) также внесли процесс романизации в виде нормандско-французских элементов.
2. Героический эпос как жанр светской литературы, его генезис.
Рассмотрим, что представляет собой жанр героического эпоса. Прежде всего, в раннем средневековье героический эпос представлен сагами. Это древнейшая часть эпических преданий, которая связана с язычеством.
Впрочем, скандинавская поэзия представлена не только усложненной по форме, но довольно бедной по содержанию скальдической поэзией, но и поэзией эпической, ясной, близкой к фольклору и эпосу.
Героический эпос как жанр, то есть героическое повествование о прошлом, которое содержит в себе интегрированную картину народной жизни, отражает мир эпоса и его героев.
Героический эпос существует как в книжной, так и устной форме, при этом огромное количество книжных памятников эпоса имеют истоки фольклорные. Специфика формирования героического эпоса – именно фольклор. Часто, поэтому, героический эпос еще называют народным. Но такое отождествление не является правильным, поскольку книжные формы эпоса характеризуются своей стилистикой. А баллады могут считаться героическим эпосом с существенными оговорками.
В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины – это отражение истории, а их противники части приравниваются к врагам, иноземцам. Также классическая форма эпоса воспевает исторические лица и события. Власть, как правило, сконцентрирована в руках эпического князя, как это происходит в «Песне о Роланде» - у Карла Великого.
В героическом эпосе, как правило, рисуются действия и поступки героев, а не их душевные страсти. Но рассказ дополняется разнообразными статическими рассуждениями и диалогами.
3. Героический эпос Позднего Средневековья. Жанровое своеобразие «Песни о Роланде»:
3.1 теория возникновения «Песни»
Историограф Карла Великого Эгинхард рассказывает, что в 778 г. Карл, который еще в то время не был императором, переходит Пиренеи, чтобы помочь царю Испании в войне против другого. Велись военные действия и осада Сарагосы. Когда Карл вел свои войска и села христиан-басков, которые были не готовы к тому, что на их территории появятся чужеземцы, в Ронсевальском ущелье совершили разгром арьергарда под командованием племянника Карла, маркграфа Бретани Хруотланда. Баски позже не подверглись никаким последствиям относительно данного события.
Основа эпической поэмы была переосмыслена через призму эпохи крестовых походов. Так, баски стали мусульманами-язычниками. Кард превратился в основу веры православия, а Роланд (Хруотланд) предстал в «Песни» как воин-мученик, который погибает от рук сарацин [1].
3.2 Проблема авторского начала
Текст «Песни о Роланде» был опубликован в 1823 г. и сразу привлек к себе внимание своей эстетикой. В конце XX века Жозев Бедье (Франция) принимает решение выяснить, кто является автором «Песни о Роланде». Бедье основывается на последнюю, 4002 строку «Песни»: «Здесь прерваны Турольдовы сказанья».
Бедье нашел не одного, а 12 Турольдов, которым можно было приписать произведение. Но еще до Ж. Бедье Гастон Парис высказывал предположение, что это «Песнь о Роланде» - это фольклор, а после исследований Бедье медиевист Рамон Менендес Пидаль (Испания) аргументированно доказал, что «Песнь о Роланде» принадлежит к произведениям, написанным в традиционном стиле, оно не имеет отдельного автора.
Значит, определяется решение вопроса о позиции автора, оценке изображаемого: ее не может быть в «Песни».
3.3 Этическая идея «Песни» и отражение в ней общественного идеала
По своей силе неистовости Роланд уподобляется в «Песне» Ахиллу. Роланд как будто ничего не видит вокруг себя. Он опускает свой Дюрандаль на шлем друга – Оливье, который позже три раза предлагает ему затрубить в волшебный рог Олифант для того, чтобы Карл пришел и спас войско франков, состоящее из 20 тыс. воинов с 12 пэрами во главе.
Но Роланд, аналогично Ахиллу, обладая таким же гневом, совершает невольную погибель своих же, потому как полагает, что честь всегда дороже жизни, а просить помощь – это означает упразднить свою честь. Одновременно неистовость Ахилла – это и недостаток, поскольку он находится во власти рока и смерти.
3.4 Отличие эпического произведения в фольклоре от произведения в литературе
В произведении литературного характера позиция автора, оценка являются важным компонентом художественного целого, автор понимает свою важность как творца произведения. Совсем по-другому обстоит дело в фольклоре. В «Песни» рапсод упоминает о себе лишь однажды.
4. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность:
4.1 «Песнь о Роланде» и история (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений)
Средневековье вообще пересматривает тип сверхсильного и неистового героя как высшее олицетворение жертвенности. Роланд хотел бы погибнуть не только за Карла и Отечество. Но хотел бы принести себя в жертву Вере,