Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях постоянного повышения объема информа-ции, усложнении разных сфер жизни человека перед воспитателями и пе-дагогами стоит непростая задача выбора средств обучения и воспитания детей.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании подрастаю-щего поколения. С самого раннего возраста дети знакомятся с помощью взрослых и через игру с потешками, закличками, скороговорками и др. Одним из самых интересных, широко используемых малых жанров фоль-клора является загадка.
Анализ ее влияния на развитие дошкольников можно увидеть в ра-ботах ученых А.М. Бородич, Ю.Г. Илларионовой, А. Я. Мацкевич, Ф.А. Сохимы, Е.И. Тихеевой, А. П. Усовой и др.
Популярный фольклорист В. И. Чичеров определил загадку так: «за-гадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» [Чичеров, 1959].
Другой исследователь Ю. Г. Илларионова отмечала высокое значе-ние применения загадок не только в развитии разных видов речи, но и в развитии мышления детей.
Проведем более подробный анализ значения жанра загадки в разви-тии мышления детей младшего дошкольного возраста.
1. Общая характеристика жанра загадок
Основная задача современного воспитания – развитие творческой разносторонней личности.
Одним из самых эффективных фольклорных средств развития выс-ших психических функций ребенка выступает загадка.
Первоначально, загадка имела культовую функцию, раскрывая ре-лигиозные, мифологические тайны. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приго-товления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений.
Первобытным людям был свойственен анимизм: одушевление при-роды, всех предметов вокруг, причем с определенной долей враждебно-сти. Отсюда возникало стремление задобрить рассерженных духов. При-чем обхитрить их можно было, используя условную речь, непонятную природе.
Сегодня загадка практически не играет культовую, мистическую и социальную роль. Но не теряет актуальности художественная и культур-ная, образовательная и развлекательная функции.
Загадки стали развлечением, средством образования в детских играх, активно включаются в методические пособия.
Можно выделить виды загадок, прочно поселившихся в мировой ли-тературе, в общении и развлечениях:
1. Прямые загадки, описывающие предмет или явление с помощью его признаков, отличительных, ярких черт. Встречаются загадки как раз-говорной, так и стихотворной формы.
Например, разговорная форма:
За стеной костяной, соловейко, спой. (язык)
Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Загадка может отличаться сложностью, как, например вот эта: По-слушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это? (Твое отражение) .
В загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре со-вершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце).
Народные загадки:
Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (заяц).
Стихотворная форма:
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлята).
2. Загадки-обманки интересны тем, что в них имеется в виду одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, скрывается другой ответ.
Например:
А И Б сидели на трубе,
А упало,
Б пропало, Что осталось на трубе? (И)
Примеры обманок:
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникин В.П. Русские народные послови-цы, поговорки, загадки и детский фольклор / Пособие для учителя / В.П. Аникин. М.: Учпедгиз [Гос. учеб.-пед. изд-во], 1957. 240 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. 352 с.
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Пособие для воспитателей дет. сада / Ю. Г. Илларионова. Москва: Просвеще-ние, 1976. 127 с.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической иг-ре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. 1986. № 9, с. 23-26.
5. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошколь-ное воспитание, 1993. №7.
6. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд. МГУ, 1959. 524 с.
7. Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд-во Азбука-Аттикус. 2016. 576 с.