Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стэнфордский тюремный эксперимент на сегодня является одним из самых известных исследований в социальной психологии. Данный эксперимент дал возможность психологам ответить на некоторый ряд вопросов. Вообще, эксперимент наводит на мысль о эффективности пенитенциарных систем. Например, в США данная система доказала свою неэффективность. Несмотря на все косметические улучшения, которые были совершены в последние годы, уровень рецидивизма не снизился ниже 75 %. Если принять во внимание, что среднее количество заключенных в Америке составляет 1,6 миллионов, то станет понятно, какая проблема стоит перед обществом. Но дело в том, что мало кто думает о сущности данной проблемы [1]. Общество верит в том, что тот высокий уровень агрессии, который усваивается заключенными, происходит по причине того, что сами заключенные – такие. А якобы профессиональные заболевания сотрудников – это причина самих сотрудников. В обществе есть представление, что тюрьма – это место для людей с низшими качествами, поэтому то, что там происходит – это нормально. И если происходит бунт заключенных или узнают о фактах садизма сотрудников, то их просто увольняют или переводят. Но сама система не меняется [11].
Чтобы лучше проанализировать то, как влияют тюремные условия на личность, в 1971 году факультет психологии Стенфордского университета провел эксперимент, в ходе которого 20 специально отобранных «средних» т «нормальных» добровольцев 25-30 лет были помещены в искусственно созданные условия тюрьмы. Под нее был переоборудован один из небольших коридоров Университета. Задачей было не формирование точной копии тюрьмы, а формирование условий, достаточно приближенных к тюремным.
Целью данной работы является рассмотрение Стендфорского эксперимента Ф. Зимбардо.
Задачи:
1) Характеристика целей и средств Стендфорского эксперимента Ф. Зимбардо;
2) Описание самого эксперимента и выводов из него
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что в обществе всегда будут актуальны вопросы относительно того, может ли порядочный человек совершить зло. Или что может заставить человека совершить зло. Что зависит в этой ситуации от других людей и пр.
Объектом исследования является вклад эксперимента Зимбардо в психологическую науку.
Предметом исследования является специфика эксперимента Зимбардо.
1 Цели и средства Стендфорского эксперимента Ф. Зимбардо
Исследование проводилось на базе инвестиций военно-морского флота США с целью аргументации конфликтов в его исправительных учреждениях и морской пехоте.
Участники были собраны на основании поданного объявления в газете. Им предлагалась оплата 15 долларов в день (с учетом инфляции эта сумма равна 76 долл в 2006 году). Эксперимент предполагал проведение в течение 2 недель «симулирования тюрьмы». Из 70 человек, которые заявились на эксперимент, Зимбардо и его команда выбрали 24 (критерием было максимальное физическое и психическое здоровье). Данные участники, в основном, были представлены белыми мужчинами, которые принадлежали к среднему классу и были студентами колледжей.
Группу из 24 мужчин поделили случайным образом на «заключенных» и «охранников». Заключенным позже казалось, что в охранники брали за высокий рост. Но на самом деле и честно выбрали по жребию, когда подбрасывалась монета. Между этими группами не было объективной разницы в данных по физическому здоровью [8].
«Тюрьма» была создана на базе кафедры психологии Стендфордского университета. Лаборант-старшекурсник был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо — управляющим.
Зимбардо создал для участников эксперимента условия, в которых они дезориентировались и теряли чувство реальности, самоидентификации.
Охранникам были выданы дубинки из дерева, униформа защитного цвета по типу военного образца (участники сами выбирали форму в магазине). Охранникам были выданы зеркальные солнечные очки, надевая которые, не было видно глаз. В отличие от заключенных, охранники работали по сменам и возвращались домой на выходные. Но позже многие охранники принимали участие в сверхурочных неоплачиваемых дежурствах.
Одежда заключенных была нарочно плохо подобрана – это были халаты без нижнего белья, резиновые шлепки. Автор эксперимента говорил о том, что такая одежда максимально приближена к реальным условиям. В такой одежде человек максимально испытывает дискомфорт и теряет самоидентификацию. Вместо имени у каждого заключенного был номер, который был пришит на униформу. Заключенные также надевали на голову туго сидящие колготки, для изображения бритой головы тех, кто приходит на военную подготовку. На ноге заключенные постоянно носили маленькую цепочку на лодыжках, которая была напоминанием о заключении и угнетенности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. –М., 2004
2) Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. – СПб, 2001.
3) Бачинин В.А. История философии и социологии права – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
4) Бачинин В.А. Достоевский как введение в русский криминологический дискурс: антропологема «подполья» // Российский криминологический взгляд. - Ставрополь, 2007, №
5) Бачинин В.А. Фрейд и/или Достоевский: мировоззренческий выбор криминологического сознания // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2008. -№ 2 (15).
6) Будякова Т.П. Активные метолы в виктимологии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права.-Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011, № 3.
7) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
8) Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / Филип Зимбардо; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 740 с.
9) Иншаков С.М. Криминология: Учебник.- М.: Юриспруденция, 2000.
10) Каширский Д.В. Психологические особенности внутренних конфликтов в системе ценностных ориентации как основания развитая личности / A.B. Сивцова, Д.В. Каширский //Ползуновский вестник. - 2006. - №3-2. - С. 222-23
11) Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. —М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
12) Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. - М.: Эксмо, 2001.
13) Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л. Сочувствие к себе: защитный фактор при суицидальном поведении. // Школа В.М. Бехтерева: От истоков до современности. / Ред. Н.Г. Незнанов и др. – СПб, Альта-Астра, 2017. С. 486-488.
14) Шнайдер Г.И. Криминология: Пер. с нем.-М., 1994.
15) Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии. С-СПб.: Речь, 2002.