Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется, в первую очередь, вневременными рамками проблем, поднимаемых Пифагором и его школой. Один из выдающихся философов античности, он впервые ввел термин философия. При этом, понятие истины он толковал как недостижимое, и человек может лишь стремиться к нему. Новый ракурс, с которого Пифагор показывает вопросы истинности и ложности, оказывается неожиданным для его великих современников.
Понимание Пифагором философии подразумевало целый комплекс правил, формирующих жизненный путь человека. Философия как любовь к мудрости должна подчинить себе человека и превратить его в добродетельного и духовного аристократа.
Он ввел основное философское представление о том, что мир понимается исключительно через числа. Такая постановка вопроса поставила перед философией принципиально новые аспекты проблемы познания. Пифагор ставит подобные вопросы и дает неожиданные ответы, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
Идеи Пифагора активно развивали его ученики-пифагорейцы, однако со временем их идеи получили различное толкование, и в конце концов мнения учеников разделилось, а само учение постепенно утратило свои доминирующие позиции.
Целью исследования является анализ пифагорейской школы и ее роли в античной традиции. Основными задачами работы являются следующие:
1) охарактеризовать основные аспекты учения пифагорейцев;
2) определить философское наследие Пифагора и его школы.
1. Основные аспекты учения пифагорейцев
Пифагор Самосский часто описывается как первый философ и математик. Он является чрезвычайно важной фигурой в развитии философии, однако относительно мало известно о конкретных его достижениях. Важной причиной этого является полное отсутствие оригинальных сочинений Пифагора. К тому же общество философов – любителей мудрости – представляло собой одновременно мистический и научный характер, оставаясь верным кодексу секретности.
Есть некоторые подробности жизни Пифагора из ранних биографий, но они написаны авторами, которые приписывают ему божественные силы и целью которых было представить его как богоподобную фигуру.
Двумя философами, которые должны были повлиять на Пифагора и его учение, были Фалес и его ученик Анаксимандр, которые оба жили на Милете. Пифагор посетил Фалеса в Милете, когда ему было от 18 до 20 лет. К тому времени Фалес был стариком и, хотя он произвел сильное впечатление на Пифагора, он, вероятно, не научил его многому. Однако он способствовал интересу Пифагора к математике и астрономии и посоветовал ему поехать в Египет, чтобы узнать больше об этих предметах. Ученик Фалеса, Анаксимандр, читал лекции по Милету и Пифагору на этих лекциях. Анаксимандр определенно интересовался геометрией и космологией, и многие из его идей повлияли бы на собственные взгляды Пифагора.
Примерно в 535 году до нашей эры Пифагор отправился в Египет. Это произошло через несколько лет после того, как тиран Поликрат захватил контроль над городом Самос. Нетрудно связать многие убеждения Пифагора, которые он позже навязывает обществу, которое он создал в Италии, с обычаями, с которыми он столкнулся в Египте. Например, секретность египетских священников, их отказ есть бобы, их отказ носить даже ткани, сделанные из шкур животных, и их стремление к чистоте - все это были обычаи, которые позже принял Пифагор .
В 525 г. до н.э. Камбис II, царь Персии, вторгся в Египет, Пифагор был взят в плен и отправлен в Вавилон как военнопленный. После освобождения Пифагор вернулся на о. Самос и основал школу, которая называлась полукругом. Ученики считали, что нужно обсуждать вопросы о доброте, справедливости и целесообразности.
Затем Пифагор покинул свою родину и переправился в южную Италию, поскольку он решил избежать всякой политической ответственности.
Пифагор основал философскую и религиозную школу в Кротоне, у которой было много последователей. Пифагор был главой общества с внутренним кругом последователей. Они жили в обществе постоянно, не имели личного имущества и были вегетарианцами. Их обучал сам Пифагор и подчинялся строгим правилам. Вера, которую придерживался Пифагор, была:
(1) что на самом глубоком уровне реальность имеет математическую природу,
(2) эта философия может быть использована для духовного очищения,
(3) что душа может воссоединиться с божественным,
(4) что определенные символы имеют мистическое значение, и
(5) что все братья ордена должны соблюдать строгую преданность и секретность.
Членами Общества могли стать и мужчины, и женщины, на самом деле несколько более поздних женщин-пифагорейцев стали известными философами. Внешний круг Общества был известен как акусматики, и они жили в своих собственных домах, приходя в Общество только днем. Им было