Фрагмент для ознакомления
2
1.Охарактеризуйте совокупность внутренних ресурсов и возможностей вспомогательных исторических дисциплин:
- для научно-исследовательской деятельности
- для применения в учебном процессе.
Совокупность внутренних ресурсов и возможностей вспомогательных исторических дисциплин для научно-исследовательской деятельности позволяют установить подлинность документа и вписать его в определенный источниковый контекст, что являлось основой данной дисциплины.
Вспомогательные исторические дисциплины являются практическими, прикладными, без которых результативная работа с источниками невозможна. Данная дисциплина носит универсальный характер для гуманитарных наук и носит универсальный характер, она сориентирована на фундаментальные культурные универсалии.
Так, без хронологии, метрологии и исторической географии сложно представить себе модель мира в той или иной культуре, восприятие времени и пространства. Без изучения генеалогии и систем родства нельзя понять организацию общества, не говоря уже о таких важнейших культурных явлениях как письмо, счет, всякого рода эмблематические системы и т. д.
Овладение приемами и методами, разрабатываемыми вспомогательными историческими дисциплинами, является необходимой ступенью к активному восприятию курса источниковедения и получению навыков критики исторических источников: установлению их подлинности, времени и места составления, авторства. Особенно большое значение для историка эти навыки имеют в работе с архивными материалами, требующими их обязательной обработки методами и техническими приемами палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики и других вспомогательных исторических дисциплин.
Совокупность внутренних ресурсов и возможностей вспомогательных исторических дисциплин для применения в учебном процессе
Материал вспомогательных исторических дисциплин может быть использован в учебном процессе— прежде всего при преподавании истории. Уроки по проблемам социально-экономического развития, культуры, социальной борьбы будут построены более интересно, если учитель продемонстрирует и сам сумеет прочесть палеографические тексты, иллюстрирующие изучаемую тематику (например, одно из «прелестных писем» С.Т. Разина или статью о закрепощении крестьян из «Соборного уложения» 1649 г.). Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более понятным и наглядным объяснение вопросов культуры и ее важнейшей области — письменности. Знание метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему и более углубленно раскрыть тяжесть фискального гнета. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале XVIII и XX столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет учителю глубже и всесторонне объяснить эмблематику государственного, городских и частных гербов, а знание вексиллологии — цветового значения флагов. Обращение к доходчивому дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса отечественной истории. Например, наличие на древнейших русских монетах («златниках» и «сребрениках») поясного изображения князя, «сидящего на столе», и «знака Рюриковичей» как княжеской печати или герба, помогает наглядно разъяснить учащимся факт политического усиления Древнерусского государства и его князей, начавших чеканить свою собственную монету. Дополнительному разъяснению теоретического материала служит и анализ надписей на монетах Василия II, Ивана III, Ивана IV, раскрывающих историческую закономерность усиления власти великих московских князей и их централизаторскую политику.
Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин необходимо и в создании экспозиции школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях исторических школьных кружков.
2. Приведите примеры терминов вспомогательных исторических дисциплин, требующих специального изучения и уточнения для использования их в исторических исследованиях, внешней критики и содержательного их анализа (три-четыре термина).
-Гильоширная розетка— один из распространённых элементов рисунка банкнот, представляет собой сложную рамку из переплетающихся линий, чаще всего с помещённой внутрь надписью, рисунком, или номиналом.
-Фестоны - элемент украшения одежды или интерьера в виде гирлянд. На российских монетах фестонами чаще всего называют украшения на наплечниках, которые можно разглядеть на портрете.
-Блазон - язык теоретической геральдики (смесь французских слов, которыми пользовались потомки норманнских и англо-саксонских завоевателей), позволяющий подробно и точно описать герб, чтобы его рисунок можно было воспроизвести по описанию.
3. Определить общие и отличительные задачи истории и исторической географии, истории и палеографии, истории и хронологии. Выявить сущность общности и специфики этих задач. Общие определить для истории и для ВИД, а специфические определить только для ВИД.
Общие задачи истории и исторической географии: исследование изменений за исторический период времени, накопление знаний о развитии общества.
Отличительные задачи:
История:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса. 6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
Историческая география:
-исследование изменений и условий территории за исторический период времени;
-изучение влияния природных условий на экономическую и политическую географию, географию народонаселения в тот же исторический период.
ы русской равнины.