Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политика давно и прочно вошла в жизнь современного человека. Изучение политологии расширяет кругозор, вырабатывает необходимые ориентиры для оценки разнообразных идей, помогает решить политические и социальные проблемы современности.
Одной из дисциплин политология является политическая философия. Она исследует мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система. Также данная дисциплина определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека, политического порядка и т.д.
Политическую философию принято разделять по периодам, в соответствии с периодами истории:
1. Период возникновения политической мысли Древнего мира на Западе (Древняя Греция и Древний Рим) и Востоке (Древний Китай и Древняя Индия).
2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.
3. Политические теории Нового времени.
4. Политическая мысль Новейшего времени (эпохи индустриализма)
В данной работе повествуется о принципах разделения властей в изложении Дж. Локка и Ш. Монтескье. Оба философа являются представителями политической философии Нового времени, поэтому я считаю, что для полного понимания данной философии необходимо в первую очередь дать общую характеристику данного периода.
1. Особенности политических теорий Нового времени
В XVI-XVII вв. появились теории, раскрывающие особенности политики как инструмента самоопределения и эмансипации гражданского общества. Представления о природе человека, его страстях и разуме как основе и движущих силах политики, высказанные в XVI в., получили развитие в теории естественного права и договорной концепции государства, сложившихся в XVII в. Знаковым достижением для политической и правовой стала идея всеобщего естественного равенства.
Политические теории Нового времени (ХV - ХIX веков) отличают следующие черты:[1]
- они отражали требования зарождающейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений;
- были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;
- исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);
- все больше приобретали практический характер, ориентированный на решение назревших социальных проблем.
Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену теории божественного происхождения государства. Идеологическим обоснованием необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые бы соответствовали природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор, означающий переход от естественного состояния общества (когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти - эгоизм, жестокость) к цивилизованному (организационно-государственному существованию).
Переход к цивилизованному существованию отразил стремление человека к установлению порядка и справедливости, обеспечению политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.
Теорию «общественного договора» развивали многие мыслители того периода, в том числе и Джон Локк. Но его взгляд на «общественный договор» отличался от интерпретаций на эту тему других мыслителей Нового времени, например, Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо.
2. Идея разделения властей Дж. Локка
Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, политический мыслитель, теоретически обосновавший становление в Англии конституционной монархии. В истории политической мысли Джон Локк признан основателем либерализма и первым теоретиком парламентаризма.
В основе трактования общественного договора Дж. Локка лежали следующие обоснования:[2]
- главной ценностью общества является свободная личность, в связи с этим необходимо ограничение власти государства;
Заключение
Принцип разделения властей, разработанный Дж. Локком и развитый Ш. Монтескье, на сегодняшней день часто приводится за основу структуры власти. Это связанно с тем, что данный принцип опирается на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений.
Триада властей - законодательной исполнительной и судебной - стала в политической науке классической формулой теории конституционализма. Принцип разделении властей, а также взгляды и идеи о свободах и правах человека, изложенные в трудах Ш. Монтескье и Дж. Локка, стали основой конституционных актах Франции и ряда других государств того времени, а также были закреплены в Конституции США; вошли они и в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая, в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Но были у принципа разделения властей и противники. Гегель, например, считал идею самостоятельности, независимости друг от друга властей ложной, якобы обосновывающей враждебность органов власти самой власти, ее единству как целого.
К. Маркс также не видел демократической ценности в теории разделения властей. Разделение властей в своих трудах он подменял деловым разделением труда. В ленинско-сталинских постулатах о государстве также не нашлось места для теории разделения властей.
Практика показала, что отрицание принципа разделения властей выражало приверженность к коммунистическому режиму, основанному на монополии власти, диктатуре узкого круга людей.
Ценность теории разделения властей состоит в том, что устанавливаются мощные институциональные гарантии против тенденции к полновластию одного из институтов власти. Действует правило несовместимости депутатского мандата с занятием руководящей должности в правительстве.
Однако нельзя абсолютизировать разделение властей. Если понимать этот термин буквально, то получается, что надо выбирать между целостностью государства, единством власти в обществе и разделением власти по какому-либо принципу. Разделению властей противоречит логика политической борьбы. Как известно, партии, придя к власти, делились ею с другими партиями в той мере, в какой их победа была относительной или стала результатом создания коалиции, избирательных объединений, блоков. В условиях действия мажоритарного принципа партия, имеющая устойчивое партийное большинство в парламенте, формирует правительство. Победивший на президентских выборах определяет направления внутренней и внешней политики в пределах полномочий, предоставленных конституцией и федеральными законами.
Теорию разделения властей не следует трактовать буквально. Там, где это разделение принято, речь идет о существовании механизмов, гарантирующих рассредоточенность властных полномочий в разных институтах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. – М.: Феникс, 2018. – 350 с.
2. Ирхин Ю.В. Социология культуры. М.: Экзамен, 2016. – 202 с.
3. Мартиросян Г.А. Политология: Курс лекций. – Рязань: РГРТУ, 2019. – 238 с.
4. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2018. – 640 с.
5. Политология: учебник / С. В. Решетников. — 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: ТетраСистемс, 2016. – 528 с.
6. Политология: учебное пособие/А.Г. Аникевич, Е. И. Камышев, М.Н. Ненин и др. Под редакцией А.Г. Аникевича – Красноярск, СФУ, 2016 – 226 с.
7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии/А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2018. – 559 с.
8. Харин А.Н. Введение в политическую культуру: учебное пособие. Киров: Изд-во «Лобань», 2017. – 330 с.