Фрагмент для ознакомления
2
1. Причины и общие закономерности возникновения государства
Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Причины возникновения государства:
переход от присваивающей экономики к производящей экономике;
разделение труда: отделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей-купцов;
появление избыточного продукта, что привело к имущественному расслоению общества;
возникновение частной собственности на орудия и продукты труда, что привело к социально-классовому расслоению общества.
Закономерности возникновения государства:
необходимость совершенствования управления государством, связанная с его сложностью;
необходимость организации крупных общественных работ и объединения для этих целей большого количества людей;
необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
необходимость вести войны .
Говоря о теориях происхождения государства, теоретики отмечают их естественную природу, которая объясняет процесс возникновения государства. Естественный характер обусловлен тем, что государство является сложным и многогранным явлением, а также тем, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких различных позиций лежат экономические, политические, финансовые и другие факторы. То есть целая общность интересов и существенных противоречий, влияющих на процесс становления и развития государства.
Рис. 1. Теории происхождения государства
1) Теологическая теория. Она стала самой распространенной в Средние века. Представители этой теории считают, что государство было создано по воле Бога. В связи с этим государственная власть в государстве наделена свойствами неприкосновенности и вечности, поскольку она зависит от представителей Бога на земле религиозных организаций и деятелей. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено все той же божественной волей, с которой надо смириться и не противиться продолжению власти Бога на земле. Поэтому неповиновение государственной власти можно рассматривать как неповиновение Всевышнему.
Особенно широко эта теория была представлена на этапе перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда возникновение государства связывалось с теорией «двух мечей»: у основателей церкви было два меча. Один из мечей они отдали правителям на земле, а другой оставили в ножнах, потому что Церкви не подобало использовать меч по прямому назначению. Передавая меч земным правителям, они вместе с ним передавали право управлять людьми на земле, но точно так же они призывали властителей на земле быть слугами Божьими и исполнять волю Божию. Был установлен приоритет Церкви над государством, провозглашена власть «от Бога».
2) Патриархальная теория. Государство, по мнению приверженцев этой теории, возникает в результате возникновения и развития семьи. Они считали, что люди-это коллективные существа, которые стремятся общаться и развиваться, создавая семьи. Со временем в результате объединения людей и увеличения количества семей: из нескольких семей возникает деревня, а из нескольких деревень - государство. Отсюда и аналогия «отец-государь», в отношении которой власть государя столь же универсальна, незыблема и не ограничена, как власть отца в семье. Считается, что только отношение монарха к народу, как к своим детям, способно обеспечить все необходимые условия для существования человека в обществе людей.
3) Договорная теория. Эта теория развивалась вопреки идее божественного происхождения государства и получила развитие в Древней Греции, продолжив свое развитие в Средние века. Представители этой теории считали, что государство является результатом соглашения между объединениями людей, в силу которого они передают часть своей власти и своей свободы в руки верховного правителя государства. В результате возникает совокупность взаимных прав и обязанностей между государством и населением, а также они наделяются взаимной ответственностью. В результате передачи каждым членом общества своих прав и обязанностей в пользу государства каждый член общества перестает быть отдельным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. – М.: Право, 2018. – 244 c.
2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 624 c.
3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Омега–Л, 2018. – 608 c.
4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
5. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2017. – 832 c.
6. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2018. – 493 c.
7. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – 224 c.
8. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. – М.: Норма, 2018. – 442 c.
9. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. – М.: Окей Книга, 2017. – 848 c.
10. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5–е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2016. – 521 c.
11. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. – М.: Академия, 2018. – 208 c.
12. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 766 c.