Фрагмент для ознакомления
1
1. Форма национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие, виды. Федеративное устройство России. 3
2. Юридическая ответственность: понятия, признаки и виды. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 8
Задача 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
1. Форма национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие, виды. Федеративное устройство России.
Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.
По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Часто упоминают также конфедерацию, которую лишь условно можно назвать государством.
Унитаризм свойственен государству в классическом его понимании и характеризуется наличием единой иерархически выстроенной системы органов государственной власти, при которой административно-территориальные единицы не наделены признаками государственности. Унитарная форма политико-территориального устройства характерна в основном для небольших по площади и моноэтнических государств (например, Белоруссия, Польша, Венгрия).
Между тем в ряде унитарных государств (Италия, Украина и некоторые другие) имеются административно-территориальные единицы с особым статусом, которые наделены большей национально-культурной автономией в сравнении с другими, что не меняет в целом характера унитарного государства.
Федерация представляет собой децентрализованное государство, в котором субъекты федерации наделены значительной степенью государственности и собственными полномочиями . Федерациями являются в основном большие по площади государства с многонациональным составом населения (Россия, США, Канада и пр.).
Главные причины появления федеративных государств - необходимость достижения согласия между субъектами такой федерации, соблюдение интересов коренных народов и экономически эффективное управление территориями государства. Таким образом, в основу федеративной организации государственной власти положены национально-культурный и экономический принципы. Федеративная система Российской Федерации сочетает в себе оба этих принципа. Национально-культурный принцип положен преимущественно в основу существования республик в составе России, а экономический – областей, краев.
Выбор той или иной формы государственного устройства зависит от многих факторов и продиктован реальными условиями существования данного государства. Важно, чтобы реальные властеотношения соответствовали заявленной форме.
В настоящее время одним из главных базовых признаков федерализма является единство системы государственной власти при сохранении самостоятельности субъектов РФ в формировании своей системы и структуры государственных органов. Иными словами, государственный аппарат в федеративном государстве должен представлять собой единую систему.
При этом, не лишним будет напомнить, что под государственным аппаратом Российской Федерации следует понимать систему органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.
Федеральный уровень государственных органов:
1. Федеральное Собрание (Парламент) РФ – осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (178 представителей законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной Думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системам).
2. Правительство РФ (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства - федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть РФ.
3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд РФ), суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды (федеральные суды арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды, действующие на территории субъектов РФ). Это назначаемые органы специальной компетенции.
4. Президент РФ (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государ. федеральных органов.
5. Прокуратура РФ – система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.
Государственные органы субъектов РФ:
1. Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции: парламенты республик, областные думы, законодательные собрания.
2. Исполнительные органы общей компетенции: президенты республик, мэр Москвы, губернаторы иных субъектов; назначаемые правительства, министерства и ведомства.
3. Судебная власть – назначаемые органы специальной компетенции: конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ, мировые судьи.
Кроме того, характеризуя государственный аппарат в федеративном государстве на примере Российской Федерации, следует выделить следующие принципы его организации и деятельности:
1. Законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм права.
2. Гласность – обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата.
3. Демократизм – широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы) и право граждан обращаться в любой государственный орган и к любому должностному лицу.
4. Разделение властей – разделение функций государства по трем ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной (горизонтальное разделение властей), а также разграничение предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственных органов в федеративном государстве (вертикальное разделение властей). Создание механизма сдержек и противовесов для взаимного контроля ветвей власти.
5. Подотчетность – обязательность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящим органом.
6. Сочетание коллегиальности и единоначалия – коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.
7. Приоритет прав и свобод человека и гражданина – государство создано для человека, а не человек для государства
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Бессолицын А.Г. О разграничении мер защиты и мер юридической ответственности // Современное право. 2013. № 4. С. 12-16.
3. Бредихин А.Л. Федерализм как концепция организации государственной власти // Вопросы правоведения. 2012. № 2. С. 88 – 97.
4. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: РАП, 2014.
5. Духно Н.А. Юридическая ответственность как способ укрепления правопорядка // Российский следователь. 2012. № 19. С. 37 – 40.
6. Кожевников В.В. Функции юридической ответственности: общетеоретический и отраслевые аспекты // Современное право. 2015. № 4. С. 5 - 14.
7. Кузьмин И.А. Юридическая ответственность и ее реализация: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.
8. Липинский Д.А. Юридическая ответственность как институт права // Юрист. 2013. № 12. С. 3 - 7.
9. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. М.: Проспект, 2010.