Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза "В спорах рождается истина'' относится именно к тому периоду истории.
Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребенок избавляется от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого.
Требования научно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной, психотерапевтической, консультационной и других видах деятельности.
1.Особенности группы
Приход в группу - это всегда волнительное, а в дальнейшем и важное событие в жизни человека.
В глазах остальных участников группы каждому хочется выглядеть «немного приукрашенным» или, оставаться в тени на какое-то время, пока не станет ясно, насколько это безопасное место и кто эти люди рядом. Можно разговаривать без умолку, занимая все пространство, кажется – чем больше буду участвовать в разговорах, тем полезнее для меня. И, люди ведут себя в группе точно так же как в жизни. Если человек, привык доминировать всегда и везде, в группе он тоже перетягивает на себя все внимание. До некоторой поры ему это будет удаваться, но рано или поздно такое поведение вызовет раздражение и гнев у других участников. Или человек с чувством собственной исключительности уверен не только в том, что он заслуживает максимального внимания группы, но и в том, что сам он не обязан затрачивать никаких усилий, и заботится о других участниках. И это тоже очень скоро станет заметно в группе и вызовет обиду и гнев.
В семье или на работе, в кругу друзей люди ведут себя так же. Но не всегда члены семьи, друзья или сослуживцы станут озвучивать свои чувства и реакции на ваше поведение. Это чревато последствиями. В группе озвучивание недовольства или похвалы безопасны. Есть ведущий, который устанавливает правила и следит за их соблюдением, обеспечивает всем участникам безопасность.
В группе можно понять ошибки своего поведения и посмотреть на откровенную реакцию на это самое поведение. Среди участников обязательно будут люди, которые напомнят значимых людей. И в какой-то момент участник может начать чувствовать к этим людям чувства, схожие с тем, что чувствуют к близким: супругам, сестрам и братьям, родителям. Люди в такие моменты делают для себя много открытий относительно своих чувств, мыслей и поступков. Вскрываются какие-то болезненные и очень важные моменты, вспоминается что-то давно забытое, но, как оказывается, сильно влияющее на всю жизнь человека.
Группа помогает это пережить и принять. За год или два, что идет группа человек учиться видеть и понимать людей, узнает себя заново, учиться строить добрые и крепкие отношения. Все приходят в группу с проблемами, со сложностями характера, порой с неумением общаться. Переживая вместе сложные воспоминания, принимая участие друг в друге, глядя на себя глазами других, человек сильно меняется.
О том, что приобретает человек в групповой психотерапии лаконичнее всего сказал Фрейд: «быть способным любить и работать». Другие психотерапевты надеются, что участник группы к тому же приобретает способность любить себя, позволять другим людям любить себя, станет более гибким, будет искать свои собственные ценности и верить в их истинность.
2.Эмоциональные переносы участников групп
В данной главе показано на примерах, как на практике происходят эмоциональные переносы участников друг на друга, какие это запускает процессы и изменения.
Приведем примеры трех разных ситуаций отдельных эпизодов из разных психотерапевтических групп, где особенно заметно проявляются переносы участников друг на друга, на ведущего и на группу в целом.
Ситуация первая.
«В группе было пять участниц, которые встречались уже на протяжении четырех месяцев. Четыре из них были довольно активны, обсуждали относительно открыто свои личные проблемы. Лишь одна из них Маша держала нейтралитет, редко высказывалась, редко давала поддержку. До тех пор, пока в группу не пришла новая участница Ирина. Уверенная, активная, позитивная. Она не боялась высказывать вслух любое свое мнение. И в этот момент Маша оживилась. Чувствовалось, что она злится, раздражается на любое высказывание Ирины. Остальным участницам такая реакция Маши показалась удивительной и непонятной.
Наблюдая за происходящим, психолог задал Маше вопрос, есть ли у нее сестра и если да, то какие с ней отношения. И тут Машу раскрылась. Она эмоционально рассказывала о своей успешной сестре, о ее удавшейся жизни. Маша еле сдерживала слезы, чувствовалась зависть, ревность и злость.
Вытащить наружу эти чувства ей помогла новая участница, которая была так похожа на Машину сестру. Маша бессознательно отреагировала на поведение Ирины и стала с ней общаться так, как она общалась бы со своей сестрой, если бы могла себе позволить выпустить чувства наружу.
Со временем осознав свои истинные чувства к сестре, проработав и пережив их, Маша переключилась на свою личную жизнь, отслеживать успехи сестры перестало быть важным».
Безопасная обстановка в группе помогла обнаружить и пережить эти чувства.
Вторая ситуация.
«Один из участников группы – молодой мужчина Михаил был очень дружелюбен в группе со всеми участниками, кроме ведущего. На любые мои вопросы или комментарии он реагировал агрессивно или попросту игнорировал обращение ведущего к нему.
Понимая, что ведущий является отцовской фигурой в группе, психолог предположил, что у мужчины с отцом сложные отношения и задал ему вопрос о том, как он общается с отцом.
Михаил с сарказмом ответил, что он вообще с ним не общается, и позволил своему гневу на отца немного выйти наружу, рассказав о трогательных моментах своего детства и юности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булюбаш, И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. - М.: Издательство Института психотерапии, 2003. - 224 c.
2. Залевский, Генрих Введение в психологическую супервизию / Генрих Залевский. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 252 c.
3. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С.А. Кулаков. - М.: Речь, 2002. - 236 c.
4. Старшенбаум, Геннадий Владимирович Работа психолога над собой. Техники внутренней супервизии / Старшенбаум Геннадий Владимирович. - М.: Феникс, 2014. - 579 c.
5. Федоряка, Денис Супервизия в психотерапевтической практике. 2-е издание, дополненное / Денис Федоряка. - М.: Издательские решения, 2011. - 267 c.