Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный мир, особенностями которого являются непрерывное техническое совершенствование и экономическая, политическая, культурная интеграция, отличается высоким уровнем конкуренции. Переход к рыночным отношениям усилил международное сотрудничество, активизировал торговые, культурные и политические процессы. В условиях перманентного экономического соперничества проявилась необходимость существенных изменений в системе стратегического набора и отбора персонала.
В динамично меняющихся условиях возникают ситуации, требующие оперативных решений в нестандартных ситуациях, вследствие чего усиливаются потребности в коммуникационных взаимодействиях и сотрудничестве внутри коллектива. На сегодняшний момент во многих странах с рыночной экономикой укрепляется тенденция использования стратегических методов набора и отбора персонала в процессе деятельности организации. Использование данных методов в процессе деятельности предприятия позволяет обеспечить оптимальное раскрытие потенциала сотрудников и их мотивацию в условиях противоречия между производственными требованиями, целями и задачами предприятия с одной стороны, и интересами, и потребностями сотрудников, с другой стороны.
Объектом исследования в данной работе выступают процессы использования стратегических методов набора и подбора персонала.
Предметом исследования является стратегические методы набора и отбора персонала.
Цель работы: на основании изучения теоретических материалов провести анализ стратегических методов набора и отбора персонала.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретические материалы, формирования стратегических методов набора и отбора персонала.
2. Раскрыть сущность стратегических методов набора и отбора персонала.
3. Рассмотреть источники привлечения персонала.
4. Проанализировать критерии и методы отбора персонала.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области маркетинга, работы, посвященные проблемам управления персоналом, теории исследований в области психологии. Весомый вклад в проблематику исследования стратегических методов набора и подбора персонала в организации внесли российские ученые: Г.М. Андреева, В.М. Савина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Я. Кибанов, Л.В. Карташова. Определенный вклад в развитие научных теорий управления внесли зарубежные ученые: Э. Мэйо, М. Фоллет, А. Блум. Проблемам процесса построения кадровой политики посвящены работы: Н.Н Богдан, И.П. Бушуевой, И.А. Дубровина, Ю.Г. Одегова.
1. Методология стратегического набора персонала
1.1. Источники привлечения персонала
В настоящее время, в связи с динамично изменяющейся средой ни одна организация не может эффективно функционировать без грамотного управления человеческими ресурсами. Слабость кадрового потенциала существенно влияет на эффективность организации. В результате работа по набору и отбору персонала становится наиболее актуальным вопросом кадровой политики предприятия.
Набор персонала представляет собой организационные формы и методы привлечения на вакантные должности кандидатов, которые имеют все необходимые деловые качества и соответствуют требованиям, предъявляемым вакансией. Набор персонала подразумевает создание кадрового резерва кандидатов на вакантные должности посредством внешних и внутренних источников привлечения персонала [3, c. 45].
Зачастую на многих предприятиях в первую очередь используют внутренние источники (кадровый резерв, подбор с помощью сотрудников предприятия, объявления на сайте компании и в газетах предприятия). Метод набора персонала посредством внутренних источников привлекателен своей малозатратной частью, а также высоким уровнем совместимости кандидатов с организацией посредством их тесных контактов с ее сотрудниками [8, c. 24].
Внутренние источники привлечения персонала во многом зависят от руководства компании и ее кадровой политики. Эффективное использование имеющегося кадрового резерва позволяет предприятию не задействовать внешние источники привлечения персонала. Преимущества использования внутренних источников заключается в возможности продвижения сотрудников по карьерной лестнице, что оказывает положительное влияние на лояльность персонала к организации, улучшает психологический микроклимат в коллективе, способствует укреплению авторитета руководства в глазах подчиненных.
Использование внутренних источников при наборе персонала способствует «прозрачности» кадровой политики предприятия, а также обеспечивает высокую степень управляемости, возможность планирования данного процесса и целенаправленного повышения квалификации персонала, благодаря которым снижается текучесть кадров [9, c. 45].
Следует отметить, что у внешних источников набора персонала имеется ряд недостатков: панибратство при решении деловых вопросов; снижение деловой активности рядовых сотрудников; отсутствие персонала, соответствующего требованиям вакантной должности.
Внешние источники набора персонала включают в себя:
1. Самопроявившиеся кандидаты.
Люди, самостоятельно рассылающие свои резюме на электронную почту предприятий в поисках работы.
2. Объявления в СМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев И.М. Экономика труда. – М.: Юрайт, 2013. – 671 с.
2. Воробьев А. Стратегическое управление персоналом. – М.: ЭСКМО, 2013. – 45 с.
3. Гаврилова О. Популярные методики оценки кандидатов // Кадровик. – 2015. - № 15. С. 48-52.
4. Дубровин И.А. Бизнес – процессы на предприятии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 384 с.
5. Купер Д. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. – М.: ЭСКМО, 2014. – 116 с.
6. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Омега-Л, 2015. – 156 с.
7. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М.: ЭСКМО, 2014. – 495 с.
8. Морозов М.А. Управление персоналом организации: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
9. Одегов Ю.Г. Технологии набора персонала. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 242 с.
10. Папирян Г.А. Социология управления. – М.: Либроком, 2013. – 160 с.
11. Пименов, А. Виды и методы набора сотрудников: выбираем оптимальный. – М.: ЭСКМО, 2016. – 192 с.
12. Раздорожный, А.А. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2013. – 656 с.
13. Савлук А.Н. Перспективный молодежный кадровый резерв: вопросы формирования. – М.: Дашков и К, 2014. – 85 с.
14. Сотникова С.И. Набор и отбор персонала в организацию. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
15. Травин В.В. Технологии отбора персонала в организации. – М.: КНОРУС, 2013. – 216 с.