Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 2
Задача № 1
Родственники умершего 58-летнего пенсионера Соева взяли организацию похорон на себя. Они рассчитывали, что впоследствии органы социальной защиты населения полностью возместят им понесенные расходы, поскольку Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» говорит о безвозмездном предоставлении услуг по погребению (за пределы перечня таких услуг они не вышли). К их удивлению социальное пособие на погребение не покрыло в полной мере расходы на погребение. Вы можете объяснить, почему это случилось? Из каких источников направляются средства на социальное пособие на погребение? Дайте подробный ответ.
Ответ
Для ответа на данный вопрос прежде всего необходимо обратится к Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". В ч. 1 ст. 9 данного закона приведен гарантированный перечень услуг по погребению, в него входит:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" указан размер социального пособия, выплачиваемого родственникам или иному лицу, взявшему на себя обязанность по погребению умершего. Данное пособие составляет 4000 рублей и индексируется каждый год. Возможно установление региональной надбавки. В 2019г. размер пособия составляет 5946 рублей 47 копеек .
Таким образом, родственники Соева получили пособие в размере 5946 рублей 47 копеек.
Если же родственники или иное лицо обратилось в специализированную службу по похоронному делу, то им гарантируется в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" безвозмездное оказание гарантированных услуг по погребению. В данном случае, пособие не выплачивается.
Причина разницы размера пособия и размера потраченных родственниками Соева денежных средств на погребение заключается в том, что данное направление гражданско-правовых отношений является полем для коммерческой деятельности. Целью данной деятельности прежде всего является извлечение прибыли.
В соответствии с ст. ст. 9, 25 закона о погребении органами местного самоуправления должна быть создана специализированная служба по похоронному делу в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения. Однако, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорит о том, что у граждан должно быть право выбора по субъекту предоставления услуги, которую может оказать специализированная служба, созданная органом местного самоуправления, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.
При этом не должно быть недобросовестной конкуренции, а именно предоставления каких-либо привилегий одной из организаций. Как правило, ущемляются права частных организаций и индивидуальных предпринимателей специализированными службами, которые могут наделяться органами местной власти различными преференциями. Отсюда вытекает разница в стоимости предоставляемых услуг.
Например, данный проблемный вопрос был широко освещен в Письме Федеральной антимонопольной службы России от 03.07.2014 N ЦА/26577/14 "Разъяснения по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела".
Кроме этого, Верховный суд РФ также выразил свою позицию о том, что «у лиц, которые осуществляют погребение, должно быть право выбора похоронной организации независимо от наличия на территории муниципального образования иных поставщиков ритуальных услуг».
Таким образом, разница между пособием и потраченными деньгами на погребение может быть вызвано недобросовестной конкуренцией среди участников рынка. Кроме этого, федеральным законом указана гарантированная сумма, которую получит организация, если выполнит услуги на безвозмездной основе для родственников или иного лица. Коммерчески невыгодно брать за это такие же деньги, если лицо обращается за платной услугой, не пользуясь правом, указанным в ч.1 ст. 9 закона о погребении. Родственники Соева перед заказом и оплатой услуг, должны были ознакомиться с прейскурантом цен и сравнить их с размером пособия.
Из каких источников направляются средства на социальное пособие на погребение?
В соответствие с ст. ст. 9-11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Заявитель за социальным пособием, в зависимости от категории усопшего, может обратиться:
-по месту работы;
-в отделении Пенсионного фонда РФ;
-в территориальный орган Фонда социального страхования РФ;
-в Управление (отделе) социальной защиты населения по месту регистрации;
-в военкомат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О погребении и похоронном деле".
3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
4.Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
5. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году".
6. Письмо Фонда социального страхования РФ от 28 октября 2011 г. № 14-03-18/15-12956 О разъяснениях по вопросам выдачи и оформления листков нетрудоспособности нового образца.
7. Письмо ФАС России от 03.07.2014 N ЦА/26577/14 "Разъяснения по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела"\\ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188894/
8. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3.