Фрагмент для ознакомления
2
1. Парадигмы права в его историческом развитии.
В истории политических и правовых учений можно выделить несколько основополагающих парадигм, в рамках которых формировались различные теории и концепции политики, государства и права. Отличия этих парадигм, имеющих фундаментальное значение, связаны со стремлением объяснить природу политики, государства и права сквозь призму либо сверхъестественного, либо природного, либо социального начала. При этом сами парадигмы не существовали изолированно друг от друга, а были взаимосвязаны между собой, каждая из них использовала аргументы другой. В связи с этим их выделение носит в известной степени условный характер.
Теологическая парадигма
Исторически первой была теологическая парадигма. Это обусловлено тем, что религия была одной из самых ранних форм общественного сознания, в которой в фантастической форме человек отражал окружающий его мир. В то время он был слишком зависим от природных и общественных сил, в частности от силы коллектива. Данное обстоятельство и обусловило неизбежность сверхъестественной интерпретации политики, государства и права.
Первоначально теологическая парадигма получила свое выражение в мифологической форме в странах Древнего Востока. Предпосылками мифологии являются неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчлененность его мышления, которое еще не отделилось от эмоциональной, эффектной сферы. Следствием этого было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса.
Теологическая парадигма как способ интерпретации политико-правовых явлений характеризуется следующими признаками:
• господствующим является представление о божественном (небесном, сверхъестественном) происхождении земных порядков и установлений;
• божественное начало присутствует в космосе, благодаря чему его система более упорядочена, чем земная;
• божественная воля санкционирует соответствующие земные порядки и установления, являясь основой их происхождения, сохранения и развития. Следовательно, сверхъестественное начало выступает и первоисточником, и ведущим принципом, и основной моделью земного общественного и политического устройства;
• сверхъестественное объяснение власти, государства становится господствующей тотальной идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представителей, взглядов, точек зрения и т.п.;
• поскольку земной порядок, согласно мифическим представлениям, составляет часть мирового, космического порядка, постольку его соблюдение является священным. Всякого рода нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Они наносят ущерб небесной и земной гармонии, чреваты потрясениями и неблагоприятными последствиями для человека.
Теологическая парадигма не оставалась неизменной на протяжении Средневековья. Ее классический вариант, в котором обосновывается примат Церкви над государством в силу греховности человека, изложен в политической теории Аврелия Августина. Однако вершиной религиозной политической мысли является томизм – учение Фомы Аквинского, который соединил божественный характер происхождения власти правителя с человеческим аспектом ее приобретения и использования. Согласно его доктрине, ставшей официальным учением католической церкви, формы и способы устройства и использования власти могут быть дурными, несправедливыми и противными идее Бога, а потому подданные вправе свергнуть такого правителя [1].
С начала XVI в. теологическая парадигма существенно модернизируется в результате Реформации – религиозного и политического движения, направленного на пересмотр догматов католической церкви, их адаптации к потребностям зарождавшейся буржуазии.
Теологическая парадигма оказала и продолжает оказывать заметное воздействие на развитие политической культуры, политических институтов, государства и права. В конечном счете многие светские теоретические концепции, например теория естественного права, концепция прав человека, имели своим источником христианство. Однако следует отметить более сложную взаимосвязь политики, государства и права с иными мировыми конфессиями: исламом, буддизмом [1].
Натуралистическая парадигма
Иная интерпретация природы политики, государства и права представлена в натуралистической парадигме. Ее смысл сводится к тому, что государственно-правовые явления обусловлены влиянием на них не социальных факторов, а врожденных и неизменных качеств человека (физиологических потребностей, инстинктов), а также географической среды (климата, плодородия почв и т.д.). Так, один из основателей данной парадигмы французский юрист Жан Боден замечал, что "народы умеренных областей более сильны и менее хитры, чем народы Юга; они более умны и менее сильны, чем народы Севера, и более подходят для управления государством. Поэтому великие армии пришли с севера, тогда как оккультизм, философия, математика и прочие созерцательные науки пришли от южных народов. Политические науки, законы, юриспруденция, искусство красноречия и спора взяли свое начало у срединных народов, и у них же возникли все великие империи – ассирийцев, мидийцев, персов, парфян, греков, римлян, кельтов"[1].
Идею зависимости государства и права от характера географической среды развивали представители различных школ: Ш. Л. Монтескье, Г. Маккиндер, теоретики фашизма, а также большинство современных авторов, среди которых особое место занимает Э. Хантингтон (1876–1947).