Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ислам является одной из трех крупнейших религий мира. Дословно интерпретация названия «ислам» может представить нам ислам, как «абсолютный мир, наступающий, если жизнь человека подчинена Богу».
Нас сегодняшний день, существующие религиозные течения представляют собой неотъемлемую черту современного общества, а также составляют уникальный комплексное культурно-исторического наследия человечества. В данном контексте ислам не является исключением. Существует значительное количество произведений культуры, искусства и архитектуры, созданных под влиянием ислама и мусульманами непосредственно.
Религия во многом определяет не просто образ мыслей, быт, течение жизни, отношение к происходящим явлениям, но и стремится, как правило, объяснить происхождение, цель и причину тех или иных явлений. Религиозные направления повлияли на формирование грандиозных архитектурных и литературных произведений, составляющих сегодня общечеловеческое достояние, во многом определяющее стремление к межкультурному обмену и путешествиям.
Цель настоящей контрольной работы – рассмотреть и проанализировать религию ислам в контексте образа жизни мусульманина.
Так, в рамках данной контрольной работы будут рассмотрены ключевые характеристики такой религии, как ислам, а также основы религии, определяющие быт и образ жизни мусульман.
1. Ислам: ключевые характеристики и историческая справка
Согласно историческим сведениям Религия Ислам зародилась в юго-западной части Аравийского полуострова в начале VII века, в связи с чем считается достаточно молодой религией. Преимущественно ислам распространялся в первую очередь среди племен Западной Аравии. В тот период караванный путь проходил через Западную Африку, что способствовало появлению там городов Ясриб (Медина), Мекка, Таиф . Именно торговые отношения и их развитие оказывали содействие в рамках культурного обмена посредством общения разных народов с разными вероисповеданиями. К тому же, общие закономерности формирования мировых религий также характерны и для ислама: религия формируется на базе родоплеменного культа одного из племен Западной Аравии, которое вместе с тем являлось и самым влиятельным – курейшиты. Их административный и вместе с тем религиозный центр располагался в городе Мекка. Ситуация того времени в общем и целом приводила к все большему формированию монотеизма.
Дословно название «Ислам» переводится как покорность. Основателем религии считается Мухаммед, который провозгласил себя пророком. Именно образованная им община впоследствии легла в основу Арабского халифата – государственного образования .
На сегодняшний день ислам занимает вторую по многочисленности последователей религию в мире. Около 1,8 млрд. человек исповедуют ислам, что составляет порядка 23% населения планеты. Ислам охватывает более 120 стран. В основном данная религия исповедуется в Южной, Западной и Юго-Восточной Азии, Северной Африке, а государственной религией ислам выступает в 28 странах, среди которых Египет, Марокко, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и другие .
В России на сегодняшний день ислам по количество последователей занимает вторую позицию. Жители страны, исповедующие ислам, в основном проживают на территории таких субъектов Федерации, как Татарстан, Башкортостан, Республики Северного Кавказа. К тому же, значительные по численности мусульманские общины присутствуют в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
В соответствии с религиозными воззрениями мусульман считается, что «нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк его», а Коран – священное писание мусульман, которое было передано через Мухаммеда. Коран является так называемым источником вероучения для мусульман. Таким же источником выступает Сунна, представляющая собой рассказы о жизни и пути пророка, а также содержащая его основные высказывания.
Можно отметить, что ислам сегодня содержит два основных течения: сунниты и шииты. Большая часть верующих принадлежит к суннитам – это около 90% мусульман, проживающих на Ближнем Востоке. Ключевые отличия между данными течениями сосредоточены в рамках понимания того, как должны строиться управление, власть и образ жизни. К примеру, шииты придерживаются позиции относительно того, что власть в общинах должна принадлежать исключительно потомкам Пророка Мухаммеда, а не избираемым лицам, как у суннитов .
Также одним из крупных направлений современного ислама выступает учение ваххабитов, выступающих за возвращение порядков времен Пророка Мухаммеда и «очищение» ислама.
Ключевыми предметами веры в исламе выступают вера в Аллаха, в ангелов Аллаха, в Писания Аллаха, в Пророков и Посланников Аллаха, в предопределение Аллаха и вера в будущую жизнь .
Для мусульман также существует ряд обязательных ритуалов (предписаний) – «столпов» религии Ислам , среди которых:
Ежедневные молитвы (намаз) на арабском языке с соблюдением определенных ритуалов (5 раз в день);
Чтение шахады: «нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник его»;
Соблюдение всех постов, когда запрещено принимать пищу и питье от рассвета до заката;
Осуществлять пожертвования нуждающимся;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулагатов З.М., Ахундов Т.И. Оглу «Народный» ислам: особенности социологического анализа // ИАЭК. – 2018. – №3. – с. 95-108
2. Гассиев А.А. Ислам и Конституция // Вестник Владикавказского НЦ РАН. – 2017. – №1. – с. 2-4
3. Добаев И.П. Ислам — традиции и политика // Обзор.НЦПТИ. – 2016. – №7. – с. 7-13
4. Еремеев Д.Е. Ислам как образ жизни / Историческая библиотека // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/5
5. Информационно-аналитический канал «Ансар.Ru» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ansar.ru/project
6. История ислама // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://islam-today.ru/istoria/?page=2
7. Мавляутдинов И.С. Ислам, политика и современность // ВЭПС. – 2012. – №2. – с. 214-218).
8. Малых В. Ислам - история возникновения религии, основные положения. – 2019 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nauka.club/filosofiya/islam-eto.html
9. Маргарян М.Г. Политический ислам и современные проблемы глобального управления // Известия БГУ. – 2018. – №2. – с. 230-238
10. Милошевич З. Ислам и наука // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – №5 (58). – с. 32-36
11. Мораль и нравственность в исламе // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.islamreligion.com/ru/articles/1943/
12. Муртазин М.Ф. Ислам и исламизм: пример трансформации религиозности в политику // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – №4. – с. 190-205
13. Набиев Р.Ф., Набиева З.Р., Миргалимова Л.М. О следах ислама в истории Древней Руси // Исламоведение. – 2018. – №1. – с. 6-26
14. Насыров И. Пост-ислам или культурный ислам? // Философская антропология. – 2018. – №1. – с. 46-54
15. Поломошнов П.А. Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам и христианство // Исламоведение. – 2017. – №2. – с. 77-92
16. Правмир / Кратко о мировых религиях. Ислам // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.pravmir.ru/islam/
17. Родригес А.М. Ислам: вызовы глобализации // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-vyzovy-globalizatsii
18. Руа Оливье Ислам на Западе или западный ислам? Разрыв связи между религией и культурой // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – №3 (35). – с.77-84
19. Сколько в мире мусульман // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mnogofactov.ru/v-mire/ckolko-v-mire-musulman-na-2017-god.html
20. Султанахмедова З.Г. Традиционный ислам на Северном Кавказе // Kant. – 2018. – №1 (26). – с. 132-135
21. ТАСС / Информационный портал // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5318671
22. Тимощук А.С. Ислам как источник прогресса мировой цивилизации // Мусульманский мир. – 2017. – №3. – с. 33-36
23. Что нельзя мусульманам: список, описание и особенности // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Flabuda.blog%2F192888
24. Шипицин Ю.Б. Политический ислам в контексте межцивилизационных противоречий // Научный диалог. – 2017. – №5. – с. 330-339
25. Якупов Р.И. Толерантный Российский ислам // История и современность. – 2005. – №1. – с. 189-199