Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 2
Задача № 1
Сорокина А.С. обратилась в орган социальной защиты населения по вопросу помещения ее престарелого отца, страдающего старческим слабоумием в психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов. Руководитель органа социальной защиты населения отказал в приеме заявления, мотивируя тем, что социальное обслуживание в психоневрологических учреждениях стационарного социального обслуживания может оказываться с согласия лица, страдающего психическим заболеванием.
Правомерен ли отказ руководителя органа социальной защиты населения? Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Решение:
В соответствии со ст. 41 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» основаниями для помещения в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, для лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, - решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, а в отношении дееспособного лица - также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.
Психоневрологические интернаты создаются как стационарные учреждения для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического в постоянном уходе и наблюдении.
В первую очередь в такие учреждения помещаются лица престарелого и старческого возраста, а также инвалиды, страдающие хроническими психическими расстройствами. Общий порядок признания гражданина инвалидом, в том числе по причине психического расстройства, регулируется
Задача № 2
Серкова А.Ю. – инвалид II группы, вследствие общего заболевания, одинокая, обратилась к директору Центра социального обслуживания населения с заявлением о социальном обслуживании на дому. Директор Центра предложила заключить договор о предоставлении социальных услуг на дому на условиях полной оплаты. Размер пенсии заявителя составляет 16 900 руб.
Определите право заявителя на предоставление социального обслуживания на дому и виды социальных услуг оказываемых на дому. Каков порядок оплаты социальных услуг?
Решение:
Согласно Приказа Минтруда России «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому » социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) иным категориям граждан, определенным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта Российской Федерации.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно в том случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно » расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.
В составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг;
Под датой обращения понимается дата подачи заявления о предоставлении социальных услуг либо дата представления сведений об изменении состава семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащего им (ему) имущества на праве собственности.
При расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
В соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому», размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Например, прожиточный минимум в субъекте РФ установлен на уровне
9 064 рублей, размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг равен полуторной величины прожиточного минимума, установленного в данном субъекте, следовательно предельная величины среднедушевого дохода будет равна 1,5 Х 9064 рублей = 13596 рублей. Применительно к данной ситуации, так как размер пенсии заявителя составляет 16 900 руб., то ее среднедушевой доход равен 16900 рублей. Следовательно, услуга социального обслуживания на дому не может быть предоставлена ей бесплатно, а размер платы будет рассчитан следующим образом: (Среднедушевой доход Серковой - предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно) х 50% = Максимальная сумма оплаты за предоставление социальных услуг, то есть: (16900-13596)х50%=1652 руб.
То есть, для Серковой размер ежемесячной платы за социальные услуги в форме социального обслуживания на дому не может превышать 1652 рублей.
Виды социальных услуг на дому в соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в
Задача № 3
Крюков А.С., освободившийся из мест лишения свободы, обратился в орган социальной защиты населения за получением информации по следующим вопросам:
1) О содействии в получении паспорта.
2) О предоставлении временного приюта и помощи в трудоустройстве.
3) Об оказании содействия в восстановлении жилищных прав, на занимаемое им до осуждения к лишению свободы жилое помещение.
4) Об оказании материальной помощи.
Дайте ответ заявителю.
Решение:
В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:
1. Право на жилье;
2. Право на трудоустройство;
3. Право на иные виды социальной помощи, в том числе:
- на бесплатный проезд к месту жительства,
- на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда,
- на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение.
По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:
паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);
документ об образовании (если он есть);
трудовую книжку (если она есть);
справку об освобождении;
справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);
справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);
свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;
соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.
Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.
На практике реализация этого права осужденного наиболее проблематична. В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен: то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает право внеочередного получения жилья по договорам социального найма только детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Остальные бывшие заключенные получают жилье в порядке общей очереди.
По закону заключенный вправе по своему усмотрению избрать место жительства после освобождения. Администрация ИУ обязана запросить у заключенного, какое место жительства он изберет по освобождении - в письменном виде. При этом администрация ИУ обязана разъяснить осужденному, что в отдельных крупных городах, например, в Москве, установлены ограничения на регистрацию вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости и касаются всех граждан.
По избранному осужденным месту жительства администрацией ИУ направляются запросы в орган внутренних дел о возможности проживания по указанному адресу. Также администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1(ред. от 19.07.2018) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.08.1992, N 33, ст. 1913.
5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // "Российская газета", N 40, 28.02.2006.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019)"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394) // "Российская газета", N 299, 31.12.2014.
8. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"
9. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" // www.pravo.gov.ru
10. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) // «Российская газета» от 31 декабря 2006 г. N 297.