Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ программы «Радуга»
1. Структура программы.
«Радуга» является рекомендованной Минбразования РФ апробированной системой комплексного структурирования процесса образования для детей с 2 до 7 лет, предлагающая поступательное развитие дошкольников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в дошкольном учреждении.
На практике программа «Радуга» реализуется посредством семиь видов деятельности, каждый из которых соответствует определенному виду активности детей и охватывает весь комплекс занятий в ДОУ.
Физическая культура (красный цвет) является приоритетным направлением программы, которое формирует привычку к здоровому образу жизни, чистоплотности, порядку. В ходе реализации воспитания данных культурно-гигиенических навыков дошкольники обучаются самоконтролю, происходит выработка алгоритмов поведения в критических ситуациях, которые несут потенциальную угрозу жизни, а также учатся предупреждать опасные ситуации.
Игра (оранжевый цвет). Задача данного направления является формирование эмоционально тёплой атмосферы в группе, что является основным фактором организации игровой деятельности. Также такая активность дает возможность сформироваться симпатии, интересу к партнёрам по игре. Программа предусматривает следующие виды игр:
- дидактические, которые способствуют усвоению, закреплению и отработке изученного материала (используются на занятиях);
- подвижные игры снимают излишнюю заорганизованность детей и применяются как на занятиях, так и вне учебной деятельности);
- сюжетно-ролевые игры помогают развить коммуникативные и речевые навыки, расширить границы наглядно-образного и понятийного мышления. Данные игры являются элементом учебной и досуга дошкольников.
Изобразительно-практическая деятельность обозначается посредством жёлтого цвета. Обучение данному виду активности реализуется с помощью знакомства с народным творчеством, с декоративно-прикладными образцами произведений Хохломы, Гжели, дымковских сюжетов. На занятиях детей учат рисовать красками, карандашами, обучают навыкам лепки.
Конструирование обозначается в программе зелёным цветом. С помощью данного вида активности у дошкольников развивается креативный подход к созиданию: детей учат строить из разного вида и формы (конструкторы, пирамидки, природные материалы, гибкие и жёсткие детали различных форм и размеров).
Занятия музыкальным и пластическим творчеством обозначены в программе голубым цветом. В процессе знакомства с данными видами творческой деятельности дошкольники усваивают новый эстетический опыт, приобретают музыкальные навыки, развивают свои сенсорные способности, учатся двигаться в соответствии с музыкальным ритмом, развивают координацию в пространстве.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, грамота обозначается посредством синего цвета. Основной направленностью данной части программы является обучение русскому языку, происходящее через ознакомление с лучшими образцами художественной литературы, народного творчества, кино и мультфильмами.
Математика обозначена фиолетовым цветом. Главной задачей математических занятий является освоение навыков учебной деятельности, обучение выявлению главной задачи, выделение направлений поиска, оценки результатов своей деятельности.
2. Цели и задачи воспитания и обучения детей.
Цели программы «Радуга» затрагивают ключевые стороны развития личности дошкольников и состоят в следующем:
1. Сохранение, укрепление и выработка привычки к ведению здорового образа жизни.
2. Своевременное физическое и психологическое развитие. К примеру, соответствие развития речи возрасту ребенка.
3. Обеспечение максимальных возможностей содержательного дошкольного возраста для каждого ребенка посредством расширения круга тем (к примеру, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дошкольников знакомят с гжелью, дымковской игрушкой, хохломой).
4. Всесторонняя подготовка к школе, включающая в себя, мотивацию к школьному обучению и обретение детьми конкретных знаний.
Для реализации поставленных целей, в программе выдвинуты следующие задачи:
обеспечение дошкольникам возможности не только радостно, но и содержательно проводить время пребывания в ДОУ. К примеру, познавательные виды активности проводятся в игровой форме;
стимулирование развития коммуникативных и речевых навыков с помощью чередования индивидуальных и групповых форм работ, включения родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность;
укрепление физического здоровья детей. В частности, вопросы гигиены и самочувствия изучаются не только режимных моментах, но и в структуре занятий: проводятся физкультминутки, пальчиковые игры и дыхательная гимнастика;
ознакомление с вопросами безопасности жизнедеятельности (обучение основами ПДД, техники безопасности при взаимодействие с электрическими приборами и др.);
усвоение основных математических представлений;
содействие всестороннему и своевременному психическому развитию дошкольников (например, дети в процессе развития речи дети рассматривают сказки и приобретают представления о том, как можно реагировать на нестандартные ситуации, обсуждают обстоятельства сюжета, что обогащает их теоретический опыт);
формирование уважительного отношения к окружающему миру, активный поиск способов помощи природе (детей учат мастерить кормушки для птиц с использованием различных форм и материалов);
приобщение к труду, искусству, знаниям, формирование общего понимания морали (представлений о добре и зле, различных нормах поведения);
воспитание навыков саморегуляции (к примеру, обучение контролю над своими эмоциями при столкновении с трудностями в ходе выполнения задания), рефлексия (уже со второй младшей группы дети учатся оценивать качество своей работы на занятиях и в ходе досуговой деятельности).
3. Выбор технологии организации образовательного процесса.
С целью решения программных задач в программе «Радуга» используется серия пособий по образованию и воспитанию детей каждой из возрастных групп. Данные пособия затрагивают ряд основных направлений детского развития:
познавательное развитие;
формирование элементарных математических представлений ;
речевое развитие;
изобразительное искусство;
конструирование;
художественная деятельность.