Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В начале третьего тысячелетия человечество находится в опасном и сложном положении: продолжается уничтожение природы, усугубляется неравенство людей в мире, расширяются масштабы потребительства, обостряется противоречие между человеком и техникой.
Возникает новый класс угроз и опасностей, связанных с формированием информационного общества. Главный вопрос современности заключается в том, насколько человечество в состоянии изменить направление цивилизационного развития и обеспечить для себя устойчивое безопасное будущее. Сегодня очевидно, что любые планетарные действия, направляемые идеалами техногенной цивилизации, сопряжены с большим риском и могут привести к катастрофе. Следовательно, поиск новых ценностей цивилизации имеет воистину судьбоносное значение для человека и человечества. Исследование оснований формирования глобальной цивилизации приобретает исключительную актуальность в наши дни в связи с тем, что происходит смена мировых цивилизаций.
роблема состоит в том, что современная индустриальная цивилизация, породив мощную технонауку и феномен глобализации, оснастив мировое сообщество информационными и телекоммуникационными технологиями, не создала прочной духовно-ценностной основы планетарной жизнедеятельности человека.
Актуальность темы исследования связана с пониманием и признанием ценностно-парадигмального характера современного кризиса цивилизации.
Объект исследования – современная глобальная цивилизация.
Предмет исследования – процесс формирования современной глобальной цивилизации.
Цель исследования – изучить особенности формирования современной глобальной цивилизации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и предпосылки развития современной глобальной цивилизации.
2. Проанализировать специфику и пути формирования глобальной цивилизации
Степень освещения темы в литературе. Начиная с 80-х годов ХХ века, в социально-философской и исторической науке все большее значение как объяснительный принцип исторического процесса приобретает идея цивилизации.
Обзор и интерпретация основных подходов к пониманию цивилизаций, прежде всего, глобального и регионального, свидетельствует, что исторический процесс можно рассматривать как совокупность цивилизаций, которые функционировали и функционируют сегодня – глобальных, региональных и локальных, которые могут быть определены конкретно, исходя из многообразия подходов к определению цивилизации по разным критериям: расовым, идеологическим, географическим, национальным, религиозным, культурологическим, технологическим, формационным, стадийным и тому подобное.
Классические подходы к определению цивилизации также исследовал американский социолог и политолог С. Хантингтон. В книге «Столкновение цивилизаций» он делает вывод, что культура – общая тема практически каждого определения цивилизации. На основании анализа подходов М. Вебера, Е. Дюркгейма, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби, А. Кребера, Ф. Бегби, К. Квигли, Р. Колборна, К. Даусона, С. Айзенштата, Ф. Броделя, У. Маккнила, А. Боземен, И. Валлерстайна, С. Хантингтон выделяет такие общие черты объективного порядка, как язык, история, обычаи, институты и религия, подчеркивая особую роль последней.
Действительно, в современных определениях цивилизации, которые используются на Западе, ключевым словом остается «культура», причем культура преимущественно духовная, характеризующая и общности, и сообщества людей. Итак, цивилизация понимается как наивысший уровень культурной общности различных субъектов: отдельных людей, стран, социальных групп, народов, наций и тому подобное.
Методы исследования: теоретический анализ, сопоставительный анализ.
ГЛАВА 1. Сущность и предпосылки развития современной глобальной цивилизации
1.1 Особенности современной цивилизации
Цивилизация – это определенная совокупность разнообразных связей между культурными, социально- экономическими, политическими, правовыми факторами понимаемая как качественная, общая высокая стадия, развития общества, которая характеризует упорядоченность общественного строя с комфортными условиями жизни.
Термин «цивилизация» введен в научный обиход с XVII в. В процессе выделения социогуманитарного знания из общей системы знаний, приобретения им собственной идентичности. Этим понятием обозначали более высокую степень общественного развития, связанную со стремительным ростом капиталистических, рыночных отношений, прежде всего в Европе . Одним из первых применил понятие «цивилизация» француз маркиз де Мирабо в трактате «Друг законов» (1757). Значительное развитие категория «цивилизация» приобрела в трудах шотландского ученого А. Фергюссона (1723-1816) и у французских просветителей. Цивилизация представляет собой культурную общность высокого ранга, которая определяется комплексом общих черт объективного характера, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. В результате в настоящее время все отчетливее проявляются очертания новой современной мировой цивилизации, так называемой постиндустриальной цивилизации. Ее главными чертами, прежде всего, является широкая интеллектуализация производства, приоритетное развитие науки, сложной умственной работы .
Понятие «цивилизация» применяют по отношению к самим различных фактам: к состоянию техники, манерам, развитию научного познания, религиозным идеям и обычаям. Это понятие выражает самосознание Запада. У англичан это понятие выражает гордость по поводу значимости своей нации для прогресса западного мира и всего человечества.
По-немецки «цивилизация» обозначает нечто очень полезное, но все же оно имеет ценность как бы второго порядка, а именно, то, что охватывает только внешнюю сторону жизни, касается только поверхностных ступеней человеческого существования. Французское и английское понятие «цивилизация» может относиться к политическим или хозяйственным, религиозным или техническим, нравственным или социальным фактам.
«Цивилизация» обозначает процесс или, в крайнем случае, результат процесса. Оно относится к чему-то, что находится в постоянном движении, к тому, что все время идет «вперед». Понятие цивилизации в определенной степени снимает национальные различия, оно подчеркивает общее для всех людей. В нем выражается самосознание народов, национальные границы и национальное своеобразие которых уже на протяжении века не подвергаются сомнению, поскольку они являются утвердившимися.
За основу типологии цивилизаций можно брать черты социально-экономической эволюции:
1) аграрно-традиционный этап развития, присущий рабовладельческим и феодальным обществам;
2) индустриальный этап эволюции связан с капитализмом .
По типу хозяйственной деятельности можно выделить приморские и континентальные цивилизации (европейская) по типу природно-географической среды - закрытые и открытые цивилизации, интравертные и экстравертные.
По многим признакам современную эпоху можно назвать переломной исторической эпохой, когда особенно остро встают вопросы поиска источников и новых общественных форм социально-политического и экономического развития, гармонизации общества с социальными отношениями и окружающей природной средой. Особенности экономического и социального развития в конце XX в. - начале XXI в. заключаются в цивилизационном характере проблем, стоящих перед человечеством, в комплексных задачах планетарного масштаба, которые предопределяют необходимость объединения, кооперации усилий мирового сообщества для обеспеченного уравновешенного, сбалансированного хозяйственного развития, способного решать глобальные проблемы человечества. В то же время остаются существенными различия отдельных стран и регионов в их реальных возможностях по обеспечению устойчивого, самоподдерживающегося экономического и культурного роста .
Качественные особенности экономики периода зарождения и становления современной цивилизации заключаются, с одной стороны, в решающей роли человеческого ума в формировании и воспроизводстве основополагающих условий жизни общества, с другой – в постепенном освоении космического пространства и пространства Мирового океана. Раскрепощение интеллектуального потенциала общества, грядущая психологическая революция определяет интенсивные пути становления и укрепления новой цивилизации. Одной из определяющих особенностей современной мировой цивилизации является постепенный переход от энергетических к информационным источникам жизнедеятельности человека. Информационно-технологический способ производства сопровождается широкой его информатизацией, преобладанием высоких технологий и научно-технических разработок в системе производственных факторов. Электронизация производства и быта, их широкая компьютеризация, роботизация, с одной стороны, высвобождают человека непосредственно из производственного процесса, ставят ее рядом с ним. С другой, на этой основе повышаются требования к образовательно-квалификационному уровню занятых, растет интеллектуализация производства, труда и продукта. Речь идет о формировании достаточно гибких и динамичных экономических систем, определяющих ход социального времени в XXI в. и решающих основную задачу производства и обращения – эффективное использование ресурсов, гармонизацию отношений «человек-природа» и «человек-человек» на всех уровнях микро- и макроэкономического развития.
1.2 Понятие и эволюция локальных цивилизаций
Глобализация является проявлением трансформационного развития современной мировой цивилизации, в связи с чем возникает потребность рассмотреть цивилизационные измерения глобальных, и прежде всего, экономических процессов.
Цивилизации представляют собой огромные наднациональные мировые образования, для каждого из которых характерны определенные специфические проявления человека, своеобразие культуры, традиций, менталитета, общего восприятия мира.
К критериям цивилизации относят :
- наличие письменности и средств сохранения и распространения письменных средств;
- общую религию или морально-философское учение;
- наличие городов;
- образованную элиту, способную генерировать идеи и обеспечивать развитие;
- наличие «высокого искусства» с изящными стилями, которое превалирует над народной культурой;
- развитую торговлю как следствие развитого воспроизводственного хозяйства с общественным разделением труда и институтом собственности, который находится под защитой государства;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ерасов, Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов; [Отв. ред. Н.Н. Зарубина]. – М.: Наука, 2016. – С. 507.
2. Делягин, М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации /М.Г. Делягин. – М: ИНФРА-М, 2016. – 223 с.
3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура; [пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана] / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. –608 с.
4. Кочергин, А.Н. Глобальные техногенные процессы и цели современной цивилизации/ А.Н. Кочергин // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2013. – № 1. – С. 56-65.
5. Крылова, И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации/ И.А. Крылова // В сборнике: Философские и социальные проблемы науки и техники Материалы IV Всесоюзного совещания. Ответственный редактор Г.Л. Белкина. Москва, 2018. – С. 135-149.
6. Махутов, Н.А. Глобальные проблемы развития современной цивилизации / Н.А. Махутов // Экономические стратегии. – 2019. – Т. 21. – № 1 (159). – С. 32-33.
7. Очилов, Д.А. Интеграция глобальных техногенных цивилизаций
Д.А. Очилов //В сборнике: Философия в современном мире. Сборник научных докладов международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию семинара «Проблема обоснования знания» и 70-летнему юбилею профессора Кудряшева Александра Федоровича. 2017. – С. 326-328.
8. Пахомов, Ю.Н. Цивилизационная структура современного мира. Том 1. Глобальные трансформации современности/ Ю.Н. Пахомов, Ю.И. Павленко. – К.: Навукова думка, 2006. – 687 с.
9. Ракитов, А.И. Культура, цивилизация и современные технологии в перспективе глобальных трансформаций/ А.И. Ракитов // Век глобализации. – 2018. – № 3 (27). – С. 47-57.
10. Решетников В.В. Глобальная безопасность и устойчивое развитие современной цивилизации/ В.В. Решетников // В сборнике: Человек. История. Культура Исторический и философский альманах. Саратов, 2019. – С. 69-72.
11. Рябченко, Н.П. От глобализации к глобальной цивилизации /Н.П. Рябченко. – Владивосток: Дальнаука, 2015. – 263 c.
12. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост., авт. вступ. ст., ред. Б. С. Ерасов. – М: Аспект-Пресс, 2017. – 556 с.
13. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций список литературы /С. Хантингтон. – М: АСТ, 2016. – 325 с.
14. Черникова, И.В. Сохранение природы человека как глобальная проблема инновационной цивилизации / Черникова И.В.//Вестник Российского философского общества. – 2016. – № 1 (77). – С. 12-14.